ГОСТ 11015-93 Столы ученические. Типы и функциональные размеры. Длина столешницы учебного стола
ГОСТ 11015-93 Столы ученические. Типы и функциональные размерыТекст ГОСТ 11015-93 Столы ученические. Типы и функциональные размеры ГОСТ 11015-93 (ИСО 5970-79) МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СТОЛЫ УЧЕНИЧЕСКИЕТипы и функциональные размеры Издание официальное МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ совет ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ Минск Предисловие 1 РАЗРАБОТАН Российской Федерацией ВНЕСЕН Техническим секретариатом Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации 2 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации 21 октября 1993 г. За принятие проголосовали:
Наименование государства |
Наименование национального органа
по стандартизации |
Республика Беларусь Республика Казахстан Российская Федерация Украина |
Госстандарт Республики Беларусь Госстандарт Республики Казахстан Госстандарт России Госстандарт Украины |
3 В настоящем стандарте учтены все показатели и требования международного стандарта ИСО 5970—79 «Мебель. Столы и стулья для учебных заведений. Функциональные размеры» в части требований к ростовым номерам 1—6 4 ВЗАМЕН ГОСТ 11015-86 5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Январь 2002 г. © Издательство стандартов, 1993 © ИПК Издательство стандартов, 2002 Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания на территории Российской Федерации без разрешения Госстандарта России ГОСТ 11015-93 (ИСО 5970-79) МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СТОЛЫ УЧЕНИЧЕСКИЕ Типы и функциональные размеры Desks for pupils. Types and functional dimensions Дата введения 1995—01—01 Настоящий стандарт распространяется на ученические столы, используемые в комплекте с ученическими стульями по ГОСТ 11016 для оборудования рабочих мест учащихся в классах и учебных кабинетах, и устанавливает их типы и функциональные размеры. Обязательные требования, обеспечивающие безопасность для здоровья учащихся, изложены в 2.1, 2.2, 2.3, 2.5, 2.6, 2.7. 1 Типы 1.1 Ученические столы должны изготовляться одноместными или двухместными двух типов: 1 — столы с постоянными параметрами; II — столы с регулируемыми параметрами 2 Функциональные размеры 2.1 Ученические столы должны изготовляться шести номеров и иметь цветовую маркировку в соответствии с таблицей 1. Таблица 1 мм
Номер стола |
Средний рост учащихся |
Группа роста |
Цвет маркировки |
1 |
1050 |
Св. 1000 до 1150 |
Оранжевый |
2 |
1200 |
» 1150 » 1300 |
Фиолетовый |
3 |
1350 |
» 1300 » 1450 |
Желтый |
4 |
1500 |
» 1450 » 1600 |
Красный |
5 |
1650 |
» 1600 » 1750 |
Зеленый |
6 |
1800 |
» 1750 |
Голубой |
2.2 Функциональные размеры ученических столов должны соответствовать указанным в таблице 2 и на рисунке 1. 2.2.1 По требованию потребителя допускается для номеров 3, 4, 5, 6 изготовление одноместных столов с длиной рабочей плоскости 700 мм и двухместных столов с длиной рабочей плоскости 1300 мм. 2.3 Крышка стола должна быть горизонтальной или иметь приспособления для установки ее горизонтально и под углом от 7° до 16°. При переводе крышки в наклонное положение высота края стола, обращенного к ученику, не должна уменьшаться более чем на 10 мм. 2.4 При наличии в ученических столах полки высота ниши должна быть не менее 60 мм. Издание официальное Таблица 2 мм
Наименование размера |
Значение для стола, номер |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Высота рабочей плоскости Ац не менее Расстояние от пола до нижней кромки элемен- |
460 |
520 |
580 |
640 |
700 |
760 |
тов, выступающих под крышкой стола у ее края (высота пространства для ног), /*2, не менее |
350 |
410 |
470 |
530 |
590 |
650 |
Расстояние от пола до элементов, выступающих над коленями (высота пространства для ног, согнутых в коленях), Аз, не менее |
350 |
350 |
400 |
400 |
450 |
500 |
Расстояние от пола до элементов, выступающих над стопой сидящего (высота пространства для вытянутых ног), Ад, не менее |
250 |
250 |
300 |
300 |
350 |
350 |
Ширина рабочей плоскости, t\, не менее |
450 |
500 |
500 |
500 |
500 |
500 |
Длина рабочей плоскости, Ь\, не менее: одноместный стол |
600 |
600 |
600 |
600 |
600 |
600 |
двухместный стол
Расстояние между опорными элементами |
1200 |
1200 |
1200 |
1200 |
1200 |
1200 |
стола на одно место (ширина пространства для ног), Аг, не менее |
420 |
420 |
420 |
420 |
450 |
450 |
Расстояние от края стола со стороны сидящего |
|
|
|
|
|
|
до элементов, выступающих перед его коленями (глубина пространства для ног), не менее |
300 |
300 |
300 |
350 |
400 |
400 |
Расстояние от края стола со стороны сидящего до элементов, выступающих над его стопой (глубина пространства для ног при сидении с вытянутыми ногами), /3, не менее |
400 |
400 |
400 |
400 |
450 |
450 |
2.5 Столы типа II должны регулироваться по высоте: вариант 1 — на шесть номеров 1—6; вариант 2 — на три номера 1—3 и 4—6. Высота рабочей плоскости hi и расстояние от пола до нижней кромки элементов, выступающих под крышкой стола у ее края (высота пространства для ног) fe должна изменяться в соответствии с таблицей 2. Остальные размеры столов должны соответствовать: в столах №№ 1—6 и №№ 4—6 — размеры для номера 6 таблицы 2; в столах №№ 1—3 — размерам для номера 3 таблицы 2. 2.6 В столах с крышками, устанавливаемыми в двух положениях — горизонтальном и наклонном, должны быть углубления для ручек и карандаша размером не менее 220 х 20 х 5 мм. Расстояние от кромки крышки со стороны сидящего до углубления должно быть не менее 380 мм. Столы с горизонтальными крышками допускается изготовлять без углублений для ручки и карандаша. 2.7 Углы крышек стола должны быть притуплены (зашлифованы) или иметь в плане скругление радиусом 10—30 мм. ПРИЛОЖЕНИЕ А (рекомендуемое) Мебель. Столы и стулья для учебных заведений. Функциональные размеры ИСО 5970—790 Введение Настоящий международный стандарт разрабатывался в соответствии с принципом — стулья и столы должны быть подобраны таким образом, чтобы способствовать правильному положению корпуса при работе за столом у тех лиц, которые пользуются этой мебелью в учебных заведениях. Все функциональные размеры в стандарте основаны на результатах, полученных с помощью антропометрических исследований. Выполнение норм настоящего международного стандарта гарантирует при использовании правильно подобранных столов и стульев удобство расположения на сиденье и в то же время позволяет создателям и изготовителям мебели приспособиться к техническим условиям и локальной экономике в соответствии с теми требованиями, которые выдвигают условия обучения в каждой отдельной стране. Практически для любого роста можно подобрать соответствующую мебель из семи предлагаемых типоразмеров, однако необходима некоторая адаптация для тех лиц, у которых телосложение существенно отличается от средних норм. Требуется тщательно изучить национальные особенности населения для того, чтобы из имеющихся семи типоразмеров мебели выбрать наиболее подходящую для использования в местных школах. Семь типоразмеров комплектов в виде столов и стульев, предлагаемые настоящим международным стандартом, могут удовлетворить потребности любого учебного заведения (кроме специальных). Столы средних типоразмеров могут быть также использованы в качестве рабочих плоскостей в тех случаях, когда маленькие ученики работают стоя, более высокие столы используются при аналогичной работе старших учащихся; вся гамма высот создает обширные возможности для использования мебели, разработанной в соответствии с настоящим международным стандартом. 1 Объект и область применения Настоящий международный стандарт определяет функциональные базовые размеры столов и стульев, используемых в учебных заведениях общего типа. Он не удовлетворяет частным требованиям, выдвигаемым специальными учебными заведениями, или требованиям, предъявляемым к регулируемой мебели. Настоящий международный стандарт не касается материалов, концепций, производства и качества. 2 Размеры Размеры стульев даны в таблице 1, а размеры столов в таблице 2. Справочные размеры обозначены на рисунке 1 (вид сбоку) и рисунке 2 (вид сверху)1. Таблица 1 Размеры стульев, мм Справочный номер
Наименование размера |
О1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
Цвет |
|
|
|
|
Белый |
Оранжевый |
Фиолетовый |
Желтый |
Красный |
Зеленый |
Голубой |
Справочный рост — средняя высота тела |
900 |
1050 |
1200 |
1350 |
1500 |
1650 |
1800 |
Высота до основания сиденья, h$ (допуск ±10 мм)2 |
220 |
260 |
300 |
340 |
380 |
420 |
460 |
Полезная глубина сиденья, Ц (допуск ±10 мм)3 |
|
260 |
290 |
330 |
360 |
380 |
400 |
Ширина сиденья, /ц |
— |
250 |
270 |
290 |
320 |
340 |
360 |
Справочная точка отн. (3, w4 |
— |
160 |
170 |
190 |
200 |
210 |
220 |
Высота до нижнего края спинки, he, макс.5’ 6 |
_ |
120 |
130 |
150 |
160 |
170 |
190 |
Высота до верхнего края спинки, h-f' мин. |
|
210 |
250 |
280 |
310 |
330 |
360 |
макс. |
— |
250 |
280 |
310 |
330 |
360 |
400 |
Ширина спинки, bij |
— |
250 |
250 |
250 |
280 |
300 |
320 |
1 Допуски, обозначенные в таблицах 1 и 2, не являются производственными допусками, они лишь определяют возможные интервалы для функциональных размеров. Окончание таблицы 1 Размеры стульев, мм
|
|
|
Справочный номер |
|
|
Наименование размера |
О1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
Цвет |
|
|
|
|
Белый |
Оранжевый |
Фиолетовый |
Желтый |
Красный |
Зеленый |
Голубой |
Радиус закругления переднего края сиденья, |
|
30-50 |
30-50 |
30-50 |
30-50 |
30-50 |
30-50 |
Радиус спинки, |
— |
300 |
300 |
300 |
300 |
300 |
300 |
Угол наклона сиденья, 510 |
— |
0°—4° |
0°—4° |
0°—4° |
0°—4° |
0°—4° |
0°—4° |
Угол между сиденьем и спинкой, о11 |
|
95°—106° |
95°—106° |
95°—106° |
95°—106° |
95°—106° |
95°—106° |
1 Для типоразмера 0 определяются только цвет и высота сиденья. 2 Высота А 5 измеряется от наиболее высокой точки сиденья в плане на средней линии. 3 Размер Ц измеряется на средней линии сиденья в плане, это расстояние от края передней ножки стула до перпендикуляра, опущенного из контрольной точки w. 4 w — точка на спинке стула, максимально выступающая вперед. 5 Должна быть обеспечена свобода движений сидящего в рабочем положении. 6 йб и Й7 измеряются на средней линии сиденья в плане от наиболее низкой точки на поверхности сиденья. 7 Верхние и нижние края спинки стула должны быть хорошо сглажены. 8 г\ — радиус закругления поверхности сиденья вниз. Необходимо, чтобы кривая имела точную форму дуги окружности. 9 /*2 — радиус закругления спинки в плане. log — угол наклона сиденья должен быть не более 4°. Поверхность сиденья может быть плоской или иметь углубление. Углубление должно занимать задние 2Д сиденья. Самая глубокая часть его должна находиться в задней части эффективной глубины сиденья, ближе к краю сиденья. п(3 — угол, образованный горизонтальной линией сиденья и наклонной спинкой стула, или угол между верхней частью спинки стула, определяемый высотой h-j и нижней частью спинки, размер w — наиболее выступающая точка спинки соответствует краю сиденья по его средней линии. Профиль спинки стула между функциональными размерами А^ и w не определен._ Приведенные в таблице 2 минимальная ширина h и минимальная длина Ь\ крышки стола выбираются по данным для одноместных или двухместных столов в соответствии со спецификой их использования. Свободная зона для ног, определяемая размерами /гг, /гз, Й4, Аг, /г, 6, должна строго соблюдаться во всех столах, предназначенных для трудовой деятельности в сидячем положении. Все ящики или отделения под верхней крышкой стола должны быть размещены таким образом, чтобы обеспечить ногам свободную зону, равную минимальным оговоренным в стандарте размерам. Таблица 2 Размеры столов, мм
|
Справочный номер |
Наименование размера |
О1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Цвет |
|
Белый |
Оранжевый |
Фиолетовый |
Желтый |
Красный |
Зеленый |
Голубой |
Справочный рост — средняя высота тела |
900 |
1050 |
1200 |
1350 |
1500 |
1650 |
1800 |
Высота до крышки стола, h\ (допуск ±10)2’3 |
400 |
460 |
520 |
580 |
640 |
700 |
760 |
Высота пространства для ног, /гг3 |
— |
350 |
410 |
470 |
530 |
590 |
650 |
Высота пространства для ног, согнутых в коленях, Аз |
_ |
350 |
350 |
400 |
400 |
450 |
500 |
Высота пространства для вытянутых НОГ, А4 |
|
250 |
250 |
300 |
300 |
350 |
350 |
Ширина крышки стола, Ц4 Минимальная длина крышки |
— |
450 |
500 |
500 |
500 |
500 |
500 |
стола, Ь\ |
|
|
|
|
|
|
|
стол одноместный |
— |
600 |
600 |
700 |
700 |
700 |
700 |
стол двухместный |
— |
1200 |
1200 |
1300 |
1300 |
1300 |
1300 |
Ширина пространства для сиденья, Аг |
_ |
450 |
470 |
470 |
470 |
470 |
500 |
Окончание таблицы 2 Размеры столов, мм
|
Справочный номер |
Наименование размера |
о1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Цвет |
|
Белый |
Оранжевый |
Фиолетовый |
Желтый |
Красный |
Зеленый |
Голубой |
Глубина пространства для сиденья с согнутыми коленями, Ц |
_ |
300 |
300 |
300 |
350 |
400 |
400 |
Глубина пространства для сиденья с вытянутыми ногами, Ц |
|
400 |
400 |
400 |
400 |
450 |
450 |
1 Для типоразмера 0 определяются только цвет и высота сиденья. 2 hi — поверхность крышки стола, определяемая в данном международном стандарте, горизонтальная. Однако, если поверхность стола необходимо наклонить, то рекомендуется угол наклона крышки стола, равный 16° по отношению к горизонтали. При этом край крышки стола, расположенный со стороны ученика, должен быть размещен на такой же высоте, на которой устанавливается крышка стола, расположенная горизонтально. 3 h\—li2 — если свободное пространство размещается в этой зоне, то его высота должна быть минимум 60 мм. 4 Таблица 2 дает предпочтительные размеры минимальной длины и минимальной ширины крышки стола. С точки зрения гармонии рекомендуется использовать эти величины. Если возникает необходимость в использовании размеров, отличающихся от Ь\ и t\, то целесообразно использовать следующие модули для увеличения размеров: размер Ь\ от 450 до 800 мм: увеличение на 50 мм от 800 мм до 2000 мм: увеличение на 100 мм размер t\ от 450 мм до 1200 мм: увеличение на 50 мм._ 3 Соотношения между стулом и столом Общеизвестно, что ученики, находясь в положении сидя, могут занимать разнообразные позы. Для того, чтобы решить вопрос о соответствии между стулом и столом, необходимо выбрать удобное положение и проверить семь параметров в соответствии с рисунком 3. На нем показано правильное положение учащегося, сидящего за столом, которое удовлетворяет одновременно всем необходимым параметрам. Вид сверхуВид сбокуВсе размеры справочные Рисунок 1 Все размеры справочные Рисунок 2 Оценка соответствия между стулом и столомА — согнутые в коленях ноги учащегося (в обуви) должны спокойно лежать на плоской поверхности пола; В — должно быть достаточное пространство между бедрами и нижней частью стола; С — не должно быть никакого давления на передний край стула, между поверхностью сиденья и бедром; D — высота стола должна быть выбрана таким образом,чтобы локти сидящего приближались к такому же уровню по отношению к переднему краю крышки стола,на каком они находятся,когда кисти рук опущены вертикально вниз; Е — спинка стула должна крепко поддерживать спину сидящего в поясничной области и нижней части лопаток; F — должно быть свободное пространство между задней частью ног и передним краем сиденья; G — должно быть предусмотрено свободное пространство между опорой лопаток и сиденьем для обеспечения свободного движения на стуле. Рисунок 3 4 Маркировка Стулья и столы, соответствующие настоящему международному стандарту, должны снабжаться несмываемой наклейкой, указывающей справочный номер или код цвета, или то и другое. УДК 684.442.45:006.354 МКС 97.140 К25 ОКП 56 0000 Ключевые слова: столы ученические, типы, размеры Редактор Т.П. Шашина Технический редактор В.Н. Прусакова Корректор М.В. Бучная Компьютерная верстка И.А. Налейкиной Изд. лиц. № 02354 от 14.07.2000. Сдано в набор 26.02.2002. Подписано в печать 14.03.2002. Уел. печ. л. 0,93. Уч.-изд.л. 0,70. Тираж 107 экз. С 4671. Зак. 93. ИПК Издательство стандартов, 107076 Москва, Колодезный пер., 14. e-mail: Набрано в Издательстве на ПЭВМ Филиал ИПК Издательство стандартов — тип. «Московский печатник», 103062 Москва, Лялин пер., 6. Плр № 080102 allgosts.ru Самые удобные школьные столы для дома На что обратить внимание? Зачастую при выборе стола родители уделяют внимание только двум аспектам: стоимости и размерам. Но это далеко не все параметры, по которым следует выбирать мебель для школьника. Приобретая школьный стол, следует уделять внимание комфортной и правильной посадке ребенка, качеству и функциональности изделия. Не стоит забывать и про интерьер комнаты: стол должен гармонично вписываться в пространство детской. Правильность посадки Правильная посадка, а соответственно и здоровье ребенка, зависят от размеров конструкции. Правильный стол должен соответствовать следующим параметрам: - Высота – такая, что столешница находится напротив солнечного сплетения у сидящего школьника, а если он опустит прямую руку вниз, то локоть будет расположен под ней на 5 см. Если ребенок расположит руки на поверхности, то его плечи не должны опуститься или подняться – их расположение должно быть естественным. Кроме этого, идеальное расстояние от ног до поверхности стола – 10-15 см.
- Длина и ширина столешницы – должны позволять школьнику расположиться комфортно: раздвигать при письме локти в стороны, выкладывать необходимые принадлежности. В идеале длина – не меньше метра, а ширина – 0,6-0,8 м. Если предполагается установка компьютера на столе, то он должен располагаться на безопасном для глаз расстоянии (около 40 см), таким образом, этот параметр увеличивается до 0,8-1 м.
Оптимальная высота стола по стандартам зависит от роста ребенка. По мере вырастания ребенка столы нужно менять. Некоторые выходят из положения, приобретая столы – трансформеры. В подобных конструкциях можно регулировать не только параметры столешницы, но и расположение полочек и стеллажей. Подобный стол прослужит ребенку очень долго. Материал Письменный стол для детей может быть сделан из следующих материалов: - ДСП – недорогой материал, который современные технологии сделали практически безвредным для человека, в настоящее время для изготовления мебели используется чаще всего. Относительный минус – недолговечность: детям и внукам эта мебель, скорее всего, не достанется, но на один «школьный период» точно хватит.
- ЛДСП – более дешевое сырье, и в то же время не самое экологичное. При покупке изделий из этого материала необходимо обратить внимание на наличие сертификата качества. Но лучше при возможности отказаться в пользу более безопасных конструкций (например, из ДСП).
- МДФ – стоит дороже, но более качественный и экологически безопасный. Устойчив к механическим воздействиям, повышенной влажности и солнечным лучам.
- Деревянный массив – самый дорогой, но и самый безопасный материал. Такое изделие прослужит очень долго.
Можно встретить комбинированные модели, каркас которых сделан из металла, а столешница – из дерева. В этом случае необходимо обратить внимание на крепость соединения всех элементов и их качество. Для школьника не стоит выбрать дорогую модель, а потом переживать из-за каждой царапины. Лучше выбирать из средней ценовой категории – и качество хорошее, и не так жалко, если немного испортят. Функциональность и внутреннее пространство Эти параметры напрямую зависят от функциональности стола. Если предполагается использовать стол не только для учебы, но и для выполнения творческой работы, то важно предусмотреть наличие системы хранения материалов: полочек, стеллажей, шкафчиков. Необходимо предусмотреть правильное расположение дополнительных конструкций: - Они не должны становиться преградой для естественного освещения, в любое время рабочее место должно быть хорошо освещенным.
- Они должны располагаться так, чтобы ребенку было удобно ими пользоваться: у стола для правши выдвижные ящики располагают слева, для левши – наоборот, чтобы рабочая сторона была в большей степени свободна.
Удобные столы Школьные столы различаются не только размерами, качеством и количеством полочек-стеллажей. Выделяют мебель разной формы и конструкции, подходящую для различных видов интерьера. Эти «удобные» для комнаты парты позволяют оптимально использовать пространство комнаты. Классический стол Напоминает школьную парту, которая подойдет для любого интерьера (на то она и классика). Столешница прямоугольная, все полочки располагаются снизу, но могут быть надстроены сверху, не закрывая при этом источник света. Поверх такого стола можно удобно расположить монитор, при этом останется достаточно места для работы. Компьютерный стол Можно использовать для учебных целей: иногда в таких конструкциях предусмотрены выдвижные полочки для письма и системы хранения для учебных принадлежностей. Специалисты не рекомендуют устанавливать компьютер в учебном пространстве по нескольким причинам: - Школьник будет постоянно отвлекаться от выполнения домашнего задания, постоянно заглядывать в компьютер, хотя время, проведенное за ним нужно строго ограничивать (с целью сохранения здоровья не только физического, но и психологического).
- Оставшегося пространства может не хватать для удобного размещения школьных принадлежностей и комфортного выполнения домашней работы.
Угловой стол Популярный вариант для небольших комнат, позволяющий задействовать угловые зоны. На таком столе может с комфортом расположиться компьютер со всеми комплектующими, да и для учебных принадлежностей места останется достаточно. Выдвижная конструкция Оптимальна в небольших комнатках. Ее можно сделать своими руками: к стене прикрепляют откидывающуюся доску-столешницу и присоединяют к ней ножки (можно вместо них использовать тумбу). При необходимости стол выдвигают, а после использования – собирают. Конечно, полноценно использовать такую конструкцию нельзя: учебники придется хранить на отдельной полке, а для компьютера найти другое место. Но в ситуации, когда явно ощущается нехватка комнатного пространства, это наилучший выход. Если детей двое В этой ситуации важно учесть интересы обоих детей и не обделить вниманием (да и пространством) никого. Если размеры комнаты позволяют установить 2 равнозначных рабочих места, то вопросов по их установке может не возникнуть. Но если комната небольшая, то помогут такие хитрости: - Длинная столешница, поделенная на 2 части (условно).
- Угловой стол: дети занимают разные стороны, главное – обеспечить хорошую освещенность для каждого.
- Широкая столешница: дети работают с противоположных сторон, не мешая друг другу.
Последний вариант идеален, если один ребенок – левша, а другой – правша. Можно стол установить перпендикулярно к окну. Тогда свет для одного правши падать слева, а для левши – справа, что соответствует санитарным нормам. При выборе школьного стола, стоит помнить, что ребенок не становится взрослым с момента вступления в школьную жизнь. Не нужно ему указывать на то, что он должен взрослеть покупкой мебели для школы. Практичность, эргономичность и безопасность для здоровья вполне могут сочетаться с яркостью и оригинальностью. Важно – чтобы рабочее место нравилось малышу, тогда заниматься за столом он будет с искренним удовольствием. Поделитесь с друзьями: baragozik.ru ГОСТ 20902-95 Столы обеденные школьные. Функциональные размеры, ГОСТ от 28 февраля 1996 года №20902-95 ГОСТ 20902-95 Группа К25 ОКС 97.140ОКП 56 2221 Дата введения 1997-01-01 1 РАЗРАБОТАН МТК 135 "Мебель", Институтом средств обучения Российской академии образованияВНЕСЕН Госстандартом России 2 ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 8-95 от 12 октября 1995 г.)За принятие проголосовали: | | Наименование государства | Наименование национального органа по стандартизации | Азербайджанская Республика | Азгосстандарт | Республика Беларусь | Белстандарт | Республика Казахстан | Госстандарт Республики Казахстан | Республика Молдова | Молдовастандарт | Российская Федерация | Госстандарт России | Республика Таджикистан | Таджикский государственный центр по стандартизации, метрологии и сертификации | Туркменистан | Туркменглавгосинспекция | Украина | Госстандарт Украины |
3 Постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 28 февраля 1996 г. N 127 межгосударственный стандарт ГОСТ 20902-95 введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 января 1996 г. 4 ВЗАМЕН ГОСТ 20902-75 1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ Настоящий стандарт распространяется на обеденные столы, предназначенные для оборудования буфетов и столовых школ, детских лечебно-воспитательных учреждений.Обязательные требования, обеспечивающие безопасность для здоровья учащихся, изложены в разделе 3. 2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:ГОСТ 11015-93 Столы ученические. Типы и функциональные размерыГОСТ 11016-93 Стулья ученические. Типы и функциональные размеры 3 ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ 3.1 Школьные обеденные столы должны изготовляться трех номеров по ГОСТ 11015: N 3 - для учащихся младшего школьного возраста; N 4 - для учащихся среднего школьного возраста; N 5 - для учащихся старшего школьного возраста. 3.2 Высота столов () и расстояние от пола до нижней кромки подстолья () должны соответствовать указанным на рисунке 1 и в таблице 1. Рисунок 1 - высота столов; - расстояние от пола до нижней кромки подстолья Таблица 1 | | | мм | Номер стола | | , не менее | 3 | 580 | 470 | 4 | 640 | 530 | 5 | 700 | 590 |
3.3 Высота табуретов, скамеек или стульев к школьным обеденным столам должна соответствовать ростовым номерам N 3, N 4, N 5 ГОСТ 11016. 3.4 Размеры прямоугольных, квадратных и круглых крышек столов в зависимости от количества мест должны соответствовать указанным в таблице 2.Таблица 2 | | | | | | мм | Номер стола | Количество мест | Длина | Ширина | Длина квадратных столов | Диаметр круглых столов | | | прямоугольных столов | | | | 4 | 1000 | 600 | 800 | 900 | 3 | 6 | 1500 | 600 | - | - | | 4 | 1000; 1200 | 600; 700 | 800 | 900 | 4 | 6 | 1500; 1800 | 600; 700 | - | - | | 4 | 1200 | 600; 700 | 800 | 900 | 5 | 6 | 1800 | 600; 700 | - | - |
3.5 Ширина пространства для установки стула или табурета под стол должна быть не менее 450 мм на одно посадочное место.Текст документа сверен по:официальное изданиеМебель школьная.Функциональные размеры: Сб. ГОСТов. -М.: ИПК Издательство стандартов, 1996 docs.cntd.ru Самостоятельное изготовление письменных столов - Мебель своими руками в ХабаровскеПисьменный стол в нашем понимании, - это набор корпусной мебели, который включает в себя сам стол, тумбу с выдвижными ящиками или без, а также стеллажи для хранения бумаг, книг и т.п. Письменный стол можно изготовить ил ЛДСП, при этом необходимо придерживаться определённых рекомендаций. Рис. 1 - Пример неординарного решения по дизайну письменного столаВыбор места в помещении для письменного стола Для начала Вы должны определиться с местом в помещении, где будет стоять Ваш письменный стол. Это место должно быть хорошо освещено, и стол должен располагаться таким образом, чтобы Ваша тень от естественного освещения падала куда угодно, но не на стол. Придерживаясь этого простого правила, Вы сделаете работу за письменным столом более комфортной. Даже если Ваш стол имеет хорошее естественное освещение, Вы должны позаботиться об освещении дополнительном. Это необходимо для работы в тёмное время суток, либо в ненастный день. Размер стола должен учитывать место под светильник.Рис. 2 - Основные элементы письменного стола Размеры письменного стола Есть определённые стандарты, которые определяют основные размеры элементов письменного стола, и которые выработаны временем. Высота письменного стола (по верху столешницы) должна быть не более 750 мм (700-750 мм). Для детей допускается делать высоту письменного стола ниже (630-670 мм). Выбирая размеры письменного стола, Вы должны понимать, что дети имеют привычку постоянно расти, поэтому, делать для них низкий стол мы Вам не советуем. В крайнем случае, Вы можете купить стул с регулированием уровня высоты сидения.Рис. 3 - Столешница для письменного стола из двойного ЛДСП Дизайн письменного стола Какой вид будет иметь Ваш письменный стол? Будет в нём тумба или полки (стеллажи) для бумаг или нет? Какая текстура (цвет) будет у письменного стола? Все эти вопросы Вам необходимо решить, прежде чем приступить к изготовлению стола.Рис. 4 - Склеивание и фрезерование деталей для столешницы толщиной 32 мм На самом деле, письменный стол, - это не всегда две ноги и столешница. Примеры неординарного решения для формы письменного стола представлен на рисунке 1. Но мы не будем вдаваться глубоко в дизайнерскую мысль, а рассмотрим основные элементы письменного стола (рис. 2).Рис. 5 - Свесы у столешницы для письменного стола Столешница для письменного стола Столешница для письменного стола изготавливается так же из ЛДСП, но для того, чтобы вид у стола был "солиднее", столешницу необходимо сделать большей толщины, чем другие элементы стола. Например, нога, силовая планка, тумба изготавливаются из ЛДСП толщиной 16 мм, а для столешницы приобретается ЛДСП такой же текстуры, но с толщиной 25, 28 и т.п. мм. Рис. 6 - Вариант мебельной ножки (М6 с гайкой)Но если Вы будете приобретать два вида ЛДСП для письменного стола, то это приведёт к удорожанию конструкции. Поэтому, если Вы не собираетесь делать большую партию столов, то столешница может быть изготовлена из ЛДСП толщиной 16 мм, склеенной в 2 слоя. Для этого из ЛДСП вырезается две одинаковые детали по размеру самой столешницы (рис. 3), увеличенному на 10-20 мм (запас для фрезерования), затем эти детали склеиваются и приводятся к фактическому размеру путём фрезерования (с закруглением углов или без, - рис. 4). Вы можете не вдаваться в процесс фрезерования, а просто понимать, как это делается. Фрезерование необходимо производить в условиях цеха на специальном оборудовании. Рис. 6а - Образец установки регулируемой ножки М6 с гайкой на торец ноги стола. После того, как столешница отфрезерована, на неё наклеивается кромка толщиной 2 мм и шириной 35 мм (толщина столешницы 32 мм, кромка берётся больше, а остаток срезается специальным фрезером). Толщина кромки должна быть 1 - 2 мм (другие детали, кроме фасадов, оклеиваются кромкой толщиной 0,4 мм). Кромка фасада ящика письменного стола и дверки должна быть 2 мм (можно 1 мм). Торец столешницы и фасады подвержены постоянному контакту с другими предметами и объектами. Если Вы используете для кромления столешницы тонкую (0,4 мм) кромку, то она быстро повредится и стол утратит "товарный" вид. Проектируя стол, Вы должны учесть свесы у столешницы со всех сторон от 20 до 50 (100) мм. Так стол выглядит более интереснее (рис. 5). Столешница должна быть больше, чем другая (опорная) часть стола. Нога для столешницы Рис. 7 - Выкатная тумба для письменного столаСтол должен иметь жёсткую опору на пол (рис. 2). Как это ни банально звучит, но для этого у стола должно быть, как минимум, две ноги (опоры). Если письменный стол имеет тумбу, то тумба заменяет ногу. Обратите внимание, что любая корпусная мебель, сделанная из ЛДСП, не должна иметь соприкосновение (контакт) с полом. Для этого применяют ножки (рис. 6), которые крепятся на торец детали (рис 6а), соприкасающейся с полом. Делается это для того, чтобы влага во время уборки в квартире не впитывалась в ЛДСП. Ножка М6 является регулируемой, то есть, ею можно выравнивать стол по уровню, если пол в помещении не ровный. Использование ножек позволяет продлить срок службы Вашей мебели. Силовая планка Рис. 8 - Распределение силы давления на колёсные опорыСиловая планка применяется для придания корпусу мебели устойчивости. Силовая планка применяется очень часто в мебельном производстве. Если посмотреть на рисунок 2, то сразу станет понятно, что без силовой планки стол будет не устойчив. Тумба Тумба письменного стола может быть выкатной (рис. 7) или стационарной (рис. 2). На что необходимо обратить внимание, проектируя тумбу для письменного стола? Рис. 8а - Не правильное расположение боковых стенок тумбыЕсли Вы используете колёсную опору для стола, то боковые стенки тумбы должны опираться на её дно (рис. 8). Это очень важно! Сила, которая давит на боковые стенки тумбу должна полностью перейти на колёсные опоры. Если боковые панели тумбы не опереть на дно, а, например, прикрепить их сбоку (рис. 8а), то при загрузке тумбы сила будет увеличиваться и крепления могут выломать кусок ЛДСП. На самом деле, для тумбы это не актуально, так как нагрузка небольшая, но для больших шкафов это правило необходимо учитывать. Тем не менее, необходимо делать всё правильно и учитывать распределение сил на мебельные детали. Рис. 9 - Тумба для письменного стола без цоколяСтационарная тумба (рис. 2) имеет жёсткую сцепку с письменным столом и не может быть от него отделена. Стационарная тумба заменяет одну из опор. Стационарная тумба может быть с цоколем или без. Если Вы делаете тумбу без цоколя (рис. 9) на высоких опорах (ножках), то необходимо учитывать правило распределения сил (рис. 8) и боковые стенки тумбы ставить на дно. Если Вы делаете тумбу для письменного стола с цоколем (рис. 2), то на торец боковых стенок и на цоколь необходимо установить ножки, как на ногу стола (рис. 6а). Фурнитура и механизмы для письменного стола Рис. 10 - Силовые планки для крепления столешницы саморезамиОтдельно необходимо рассмотреть вопрос, какую фурнитуру лучше всего использовать для письменного стола. Мебельные стяжки Для изготовления письменного стола лучше всего использовать такие стяжки, которые не нарушают внешнюю наблюдаемую поверхность (например, эксцентриковые стяжки), Если место крепление скрыто от глаз, то можно использовать евровинты. Для крепления столешницы можно использовать как эксцентриковые стяжки, так и мебельные уголки (устанавливать по возможности в невидимых местах). Столешница может крепиться обычными саморезами через силовые планки, которые устанавливаются дополнительно (рис. 10). Опоры мебельные Рис. 11 - Шариковые направляющие для ящиковКак уже отмечалось выше, нельзя допускать соприкосновение торцов мебельных деталей с полом, иначе во время влажной уборки влага может попасть на ЛДСП и оно набухнет. Чтобы не допустить этого, используют мебельные опоры, на которые, по сути, и ставится весь стол. Мебельные опоры бывают разные и крепиться на дно тумбы или на торец детали. Для выкатной тумбы можно использовать колёсные опоры. Направляющие для выкатных ящиков (системы выдвижения) Рис. 11а - Роликовые направляющиеДля выдвижения ящиков используются специальные механизмы, - направляющие или системы выдвижения. Направляющие могут быть шариковые (рис. 11) или роликовые (рис. 11а). Направляющие подбираются с учётом глубины ящика. Если глубина ящика 400 мм, то целесообразно использовать направляющие длиной либо 350 мм, либо 400 мм. Направляющие бывают без доводчика и с доводчиком. Рис. 12 - Тумба с вкладным фасадомДля выдвижных ящиков можно использовать более сложные и дорогие системы выдвижения. Ознакомиться с ними при необходимости Вы можете самостоятельно. Петли мебельные Если тумба для письменного стола имеет распашную дверку, то она крепится на мебельные петли. Мебельные петли для тумб, как правило, могут быть вкладными (когда дверка находится внутри корпуса (рис. 12) или накладными, когда дверка накладывается на корпус тумбы (рис. 12а). Рис. 12а - Тумба с накладным фасадомЗамки для мебели Если Вы желаете скрыть от посторонних глаз важные документы или ценные предметы, то на ящики или на дверку тумбы можно установить мебельный замок. Конечно, этот замок имеет низкий уровень защиты и может быть взломан достаточно легко, но для его взлома понадобится некоторое время и злоумышленник может быть пойман. Полкодержатели Если тумба высокая, то её можно разделить на две части при помощи полки. Полка крепится на полкодержатели, коих разновидность велика и рассмотрена нами в отдельной статье. Варианты полкодержателей Вы можете посмотреть на просторах Интернета. Другая фурнитура Вы можете использовать любую другую фурнитуру для письменных столов. То, что мы перечислили, - это основное, но не исчерпывающее. Например, можно использовать выдвижную подставку под клавиатуру. Для того, чтобы вывести провода на поверхность столешницы, используется специальная розетка. Проектирование ящиков и полок для тумбы Отдельно стоит остановиться на вопросе проектирования выдвижных ящиков и полок для тумбы. Размер ящика определяется с учётом размера направляющих или систем выдвижения. Как правило, к системам выдвижения прилагаются инструкции, где указан алгоритм для расчёта размеров деталей для ящиков. Если инструкция отсутствует, то размер ящика (ширина) Вы можете рассчитать самостоятельно. Для этого у Вас на руках должны быть сами механизмы. Берёте штангенциркуль и замеряете толщину направляющей (например, 13 мм). При замере нельзя сдавливать механизм. Он должен находиться в естественном состоянии, иначе ящики будут у Вас ходить туго. Рекомендуется к полученному размеру добавить 1-2 мм. Зная размер внутреннего пространства тумбы, вычитаете 27 мм (13*2+1) от него и получаете ширину ящика. Чтобы рассчитать размер деталей, - вычитаете от ширины ящика толщину ЛДСП, из которых они изготавливаются. Длина ящика, как правило, должны быть меньше глубины внутреннего пространства тумбы на 10-50 см. Чтобы определить ширину полки, от внутреннего пространства отнимают 3 - 4 мм. (лучше 3), в зависимости от параметров полкодержателей, которые можно так же замерить штангенциркулем. Глубина полки должна быть меньше глубины внутреннего пространства тумбы на 10 - 20 мм. В процессе проектирования Вы должны определиться, какие у Вас будут фасады, вкладные или накладные (рис. 12, 12а). Раскрой ЛДСП. Изготовление деталей для стола Итак, когда эскиз Вашего будущего стола готов, Вам необходимо изготовить мебельные детали и сделать на них присадку для фурнитуры. ЛДСП, из которой изготавливается корпусная мебель, является листовым материалом. Его размер может быть разным. Например, в Хабаровске распространение получил размер 2750 х 1830 мм. Текстура (рисунок) всегда (практически всегда) располагается вдоль наибольшего размера. Для изготовления корпуса мебели используется ЛДСП толщиной 16 мм. Для изготовления столов может быть использована и более толстая ЛДСП, но в Хабаровске с этим проблема. У поставщиков можно найти ЛДСП толщиной и 25 мм, но количество цветов ограничено. Поэтому, если Вы хотите внести разнообразие в модель, например, сделать столешницу более толстую, то в качестве выхода предлагаем склеить две детали из ЛДСП 16 мм, и закромить их по периметру кромкой 2х35 мм. Рис. 13 - Задание для цеха на изготовление мебельных деталей для столаЗаготовки для склеенной столешницы должны быть на 10 - 20 мм больше, чем конечный результат столешницы. Например, если Вы хотите получить столешницу 1200х600 мм, то должны изготовить две детали 1220х620 мм, склеить их , а затем лишнее снять фрезерным станком. Таким образом Вы получите идеально гладкие торцы детали, на которые необходимо нанести кромку толщиной 2 мм и шириной 35 мм. Лишняя кромка снимается фрезерным станком. Раскрой ЛДСП осуществляется на специальном форматно-раскроечном станке. У Вас, скорее всего, такого станка нет, но он есть у других. Вам лишь необходимо найти таковых и договориться с ними об услуге. Для того, чтобы Вас поняли и сделали Вам правильные детали, Вы должны грамотно подготовить задание для цеха. Задание может быть подготовлено по-разному. Мы Вам предлагаем самый оптимальный вариант, который будет прост для Вас и понятен для специалиста. Вам необходимо выписать размер деталей, их количество, и указать, где на деталях будет наноситься кромка (рис. 13). Давайте рассмотрим, что изображено в задании (рис. 13). В задании изображён эскиз стола. На деталях проставлены цифры, причём одинаковые детали обозначены одной цифрой. Справа от эскиза дана деталировка. Там указывается номер детали, её размер и количество. Под цифрами проставлены чёрточки - это указание на то, что на торце детали, который имеет данный размер, необходимо нанести кромку. Если стоит две чёрточки, то значит кромку необходимо наносить с обеих сторон с данным размером (деталь прямоугольная). Кромка может быть разной (2 мм толщиной или 0,4; 35 мм шириной или 19). Разная кромка имеет своё обозначение. На торцах, на которых необходимо установить ножки М6 с гайкой, - стоят вертикальные чёрточки. Если деталь стола (например, столешницу) необходимо изготовить из двух склеенных деталей, то это необходимо указать. Также необходимо отдельно зарисовать детали, которые имеют не прямоугольную форму (скос, скругление и т.п.) и указать радиус закругления или другие параметры детали. Обратите внимание на фасады. На фасад, как правило, наносится кромка толщиной 2 мм (можно 1 мм). Таким образом фасад лучше выглядит и дольше сохранит свой приличный вид (тонкая кромка может проминаться от ударов по фасаду). Таким образом, размер фасада с кромкой составляет 147х396 мм. Толщина кромки 2 мм. Чтобы получить фасад с необходимыми размерами, необходимо изготовить детали размером на 4 мм меньше по каждой стороне (то есть, 143х392) и нанести на них кромку толщиной 2 мм. Когда Вы принесёте задание в цех, то можете там договориться и о присадке для фурнитуры. Если Вы сойдётесь в интересах, то мастер может Вам просверлить отверстия для крепления мебельных деталей друг к другу. В данной статье рассмотрены основные моменты, которые Важно знать при самостоятельном изготовлении письменного стола. Дополнительную информацию Вы можете получить самостоятельно. www.gildmaster.ru
|