Всех с праздником Пасхи! Дорогие друзья! От всего сердца...
В январе наших клиентов ждут приятные сюрпризы и многочисленные бонусы...
В рамках общей стратегии развития мы стали дилером 1ой категории...
Все новости

Происхождение слова "манеж". Что такое манеж? Манеж в


Московский Манеж - это... Что такое Московский Манеж?

 памятник архитектуры (федеральный)

Московский Мане́ж — историческое здание, расположенное по адресу Моховая улица, дом № 1/9, между Манежной и Сапожковой площадями, Александровским садом и Моховой улицей. С 1957 года постоянно используется для выставок, экспозиций и других публичных мероприятий; с 1967 года официальное название — Центра́льный вы́ставочный зал «Мане́ж».

Манеж был построен в 1817 году по случаю 5-летней годовщины победы России в Отечественной войне 1812 года по проекту А. А. Бетанкура, а в 1824—1825 годах фасады были отделаны в стиле ампир Осипом Бове.

Описание Манежа

Московский Манеж представляет собой одноэтажное здание с длиной боковых фасадов более 166 м и общей площадью ок. 6500 м². Здание выполнено в стиле классицизм: торцовые фасады украшены гладкими, без какого-либо декора, фронтонами и аркадой из 7 арочных проемов с окнами и дверьми. Мотив аркад повторяется и на боковых фасадах, в более усиленном варианте.

Главным фасадом предполагался Южный, выходящий к Кутафьей башне, (одному из 4-х входов в Кремль). Сторона, сегодня обращённая к Манежной площади, терялась среди городской застройки.

Монументальность зданию сообщает укрупнённость его пропорций, мерный ритм колонн и пилонов, сдержанная колористическая гамма, присущая архитектуре того времени. Рисунок протяженных фасадов создаётся аркадой оконных проемов, разделённых ¾ тосканскими колоннами и тяжёлым антаблементом, включавшим рельефные вставки. Высокая 2-скатная кровля зрительно облегчена часто поставленными слуховыми окнами и гладкими фронтонами.

Манеж

Манеж на карте Москвы

План московского Манежа в XIX в.

К кровле был подвешен (пришит) потолок, который скрыл ажурную конструкцию кровли. Внутреннее пространство Манежа было целиком открытым и полностью просматриваемым — ведь его проектировали для конной выездки. Именно своей открытостью Манеж был ценен и уникален, смотрясь неким колонным портиком, продолжением городской площади.

История здания

Строительство

Своим возникновением Манеж обязан московскому пожару 1812 г. в дни наполеоновского нашествия. Город, полыхавший целую неделю, был серьёзно опустошён. После победы Комиссия для строения города Москвы начала превращать выгоревшую беспорядочную средневековую застройку в единый классицистический архитектурный ансамбль. В число возведенных зданий вошел Манеж, построенный на пространстве, до войны загромождённом купеческими лавками.

На обугленном пустыре по высочайшему повелению Александра I был построен Манеж, называемый тогда «Экзерциргаузом» (домом для упражнений), рассчитанный на пехотный полк (2 тыс. чел). Здание, расположенное рядом с выходом из Кремля через Троицкую и Кутафью башни, поблизости от расположений полков, предназначалось для военной муштры.

В 1817 году работа над проектом была поручена архитектору А. А. Бетанкуру. Перед ним стояла задача возведения огромного здания, где полк мог бы маневрировать безо всяких помех. Вскоре он создал проект сооружения, равного которому долго не было в мире: единственная в своем роде конструкция стропил была рассчитана так, что здание шириной 45 м перекрывалось без внутренних опор. 30 деревянных ферм опирались на одни только наружные стены.

Весной того же года известный российский инженер Лев Карбонье, главный инспектор гидравлических и земляных работ в Москве, начал воплощать проект в жизнь. Работы шли ударными темпами (что, без сомнения, было связано с особым вниманием царя к строительству). Со всех краёв империи в Москву свозили стволы вековых лиственниц — создание уникальных стропил требовало особых материалов.

Московский Манеж. Вид со стороны Моховой ул. (Акварель архитектора А.Бетанкура. Ок. 1817 г). На углах здания изображены металлические трофеи, которые в действительности не были выполнены.

Фасады Манежа. 1825 г.

Через 8 месяцев после начала строительства, в пятилетнюю годовщину победы над Наполеоном, Экзерциргауз был торжественно открыт в присутствии императора и при параде войск. В глазах москвичей Манеж сразу же стал памятником победе в войне 1812 года.

Дальнейшие перестройки

  • июль 1818 г. Уже через год после сдачи здания в двух стропильных фермах возникли трещины. Главной причиной тому называли жару, которая пересушила дерево. Но говорили также и о чересчур скором строительстве, которое вызвало брак и, возможно, об ошибках в расчётах.
  • На следующее лето треснули ещё несколько элементов, стропила начали проседать, и стало ясно, что кровля нуждается в усовершенствованиях. Но только в 1823 г. император отдал соответствующее приказание. Инженер Р. Р. Бауса рассчитал и осуществил новую кровлю, увеличив число ферм с 30 до 45 и улучшив некоторые детали конструкции. Была создана специальная Комиссия по обследованию конструкции кровли под руководством инженера-полковника Я. Де-Витте, куда вошли также инженеры Бауса, Девис и др.
  • 1824 г. Осип Бове входит в в Комиссию по обследованию Манежа и берётся за работы по отделке Манежа, поскольку при перестройке кровли возникла необходимость в исправлении карниза и других работах. Он разработал и воплотил проект декоративного скульптурного убранства на тему античных военных доспехов, популярную в послепожарной Москве — она символизировала победу. Осуществив штукатурные и лепные работы, Бове собирался установить 12 чугунных горельефов, задуманных ещё Бетанкуром (см. рис. выше). К тому времени старые эскизы были утеряны, и Бове пришлось создавать проект трофеев заново. Горельефы «Военные доспехи» были предназначены для глухих простенков Манежа, но осуществить эту идею не удалось.
  • 1825 г. Умирает царь Александр I. Новый император не проявил интереса к строительству Манежа. Работы по изготовлению рельефов были остановлены. Так Манеж обрел свой окончательный вид (за исключением пристроенной позже ротонды).
  • 1838 г. — со стороны Александровского сада к фасаду пристраивается ротонда, где разместили престол разобранной на Троицкой площади церкви Николы в Сапожке. (В советское время эта пристройка была уничтожена, поскольку мешала прокладке трамвайных путей по Манежной улице).

Функционирование здания в царское время

  • некоторое время помимо выездки кавалеристов в стенах Манежа размещались дворцовые конюшни.

Манеж быстро избавляется от милитаристского духа, в нём больше не проводятся конные выездки царских полков, а устраиваются выставки, концерты, гуляния:

  • С 1831 г. в нём регулярно проводятся выставки.
  • В 1867 г. Гектор Берлиоз совместно с Николаем Рубинштейном дирижировал в Манеже оркестром и хором из 500 человек в присутствии 12 тыс. зрителей.
  • В 1865—1867 годах здесь проходила этнографическая выставка с целью показа повседневного быта всех народов России с помощью фигур из папье-маше, одетых в костюмы. Выставку посетил император Александр III, назвав фигуры людей уродами, быстро удалился.
  • 1872 г. — проводится Политехническая выставка.
  • 1896 г. отсюда россияне провожают в последний путь императора Александра III.

Советская эпоха и настоящее время

  • После 1917 года Манеж служил гаражом для правительственных автомашин. Его состояние ухудшается — балки проседают почти на метр.
  • В 1930 г. их укрепляют металлическими листами и подпирают колоннами, которые разрушают простор интерьера.
  • В 1941 г. в здание попадает немецкая фугасная бомба, оказавшаяся почти безвредной.
  • После смерти Сталина здание возвращают городу.
  • Работы по реставрации здания ведутся знаменитым реставратором Дм. Кульчинским. Производятся взрывы эстакад для автомобилей, очистка стен от масляной типографской краски, которой покрасили Манеж в войну для маскировки, восстановление по уцелевшему образцу рельефов с двуглавым орлом и Георгием Победоносцем, сбитых революционно настроенными товарищами. В восстановлении Манежа участвовали метростроевцы во главе с Василием Полежаевым.
  • 1962, 1 декабря — «Новая реальность», выставка художников-авангардистов, во время посещения которой Никита Хрущёв подверг резкой критике творчество авторов выставлявшихся картин, заявив буквально: «Нашему народу такое не нужно!». Результатом негативного впечатления Хрущёва от этой выставки стала кампания против абстракционизма и формализма, развёрнутая в СССР.
  • С 1967 года здание известно как «Центральный выставочный зал», ставший местом проведения выставок крупнейших советских и российских художников, ярмарок и других мероприятий.
  • В 1970-е гг. зрители устремляются в Манеж смотреть Глазунова.
  • В 1990-е годы в Манеже поселяется ярмарка авангардного искусства «ART-MIF».
  • В 1996 году впервые проводится выставка «АРТ-Манеж».
  • В 1998 году на выставке «Арт Манеж — 98» художник Авдей Тер-Оганьян провёл перформанс «Юный безбожник», в ходе которого разрубил топором православные иконы, после чего против него было заведено уголовное дело по обвинению в разжигании религиозной вражды.
  • В первые годы XXI века с лёгкой руки московского мэра в стенах Манежа проходят всероссийские ярмарки мёда.
  • 14 марта 2004 г. — пожар Манежа.
  • апрель 2005 г. — Манеж открыт после реконструкции.
  • Первым вернисажем, проведённым в Манеже после реконструкции, стала выставка художника Сергея Андрияки и его учеников.

Пожар 2004 года

Вид со стороны Кутафьей башни

14 марта 2004 года, в день выборов президента РФ, в здании Манежа произошёл серьёзный пожар, которому была присвоена пятая (высшая) категория сложности; в ходе его тушения погибли двое пожарных (Геннадий Золотков и Эдуард Фомин). Пожар уничтожил большую часть произведений 92 российских театральных художников, собранных в Манеже в рамках выставки «Итоги сезона».

В результате огнем была уничтожена кровля, неповрежденными остались только одни массивные наружные стены. К уголовной ответственности за поджог Манежа либо за халатное обращение никто привлечён не был.

В рамках восстановления здание Манежа было полностью перестроено; под ним была устроена подземная автостоянка, в здании были установлены эскалаторы, лифты, стеклянные ограждения. Также был «открыт» потолок здания и знаменитые «фермы Бетанкура», воссозданные заново. Слуховые окна на кровле вышли более акцентированными и заметными. Всё это, по мнению ряда архитекторов и искусствоведов, исказило первоначальный замысел А. А. Бетанкура и привело к возведению в центре столицы очередного «новодела». Но сложившейся ситуации это никак не изменило — ещё до начала перестройки Лужков подал в суд на искусствоведа Алексея Комеча и телеканал «Россия» за критику проекта реконструкции Манежа.

В то же время проведённая реконструкция позволила значительно увеличить выставочные площади Манежа и количество парковочных мест вблизи Кремля. План реконструкции Манежа был готов задолго до пожара и изначально оценивался в 25 млн евро.

Интересные факты

  • По легенде термин «слуховые окна» родился в 1817 г. при строительстве московского Манежа: на лесах вокруг новеньких стен Манежа трудилась артель строителей крепостного мужика Слухова, который, как гласит предание, и дал имя техническому новшеству.
  • Для сохранения деревянных конструкций в начала XIX века весь чердак был засыпан махоркой на 0,5 м (против грызунов и насекомых)[1]. По легенде, всю махорку выкурили революционные солдаты после Октябрьской революции (по другой версии — в голодные годы Великой Отечественной войны), после чего чердак засыпали опилками, не так хорошо спасавшими дерево от вредителей и сырости[2][3].
  • С работой Бове над внешним обликом Манежа связана история, которую любили вспоминать в советское время как пример успешного восстания художника против власти: считается, что московский генерал-губернатор настойчиво рекомендовал украсить фронтоны скульптурой, но Бове взбунтовался, и фронтоны остались гладкими и белыми.

Литература

  • Будылина М. История постройки Манежа в Москве //«Архитектурное наследство», № 2, 1952.
  • Покровская З. К. Архитектор О. И. Бове. — М., 1964.
  • Васькин А. А., Гольдштадт М. Г. Старая Москва в границах Камер-Коллежского вала. По шёлковой Воздвиженке, по замшевой Манежной: Фотопутеводитель. — М.: Компания Спутник+, 2002. — 102 с. — ISBN 5-93406-348-0.

Примечания

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Новый Манеж - это... Что такое Новый Манеж?

Новый Манеж, Малый Манеж, «Георгиевская» электрическая станция  — здание в псевдорусском стиле на углу Большой Дмитровки и Георгиевского переулка.

В настоящий момент функционирует как выставочное пространство Музейного объединения «Столица» (МГВЗ «Новый Манеж»; также как и МВЦ «Рабочий и колхозница»).

История здания

Здание было построено в 1888 году «Обществом электрического освещения 1886 года» и являлось 1-й в Москве мощной электростанцией, способной снабжать электроэнергией частных потребителей. Здесь вырабатывался постоянный ток напряжением 120 В, который поступал к абонентам по подземным кабелям[1].

Проект здания Городская дума заказала архитектору Владимиру Шеру. Электростанция была возведена на территории сада бывшего женского Георгиевского монастыря (основанного теткой Анастасии Романовой, разрушенного французами в 1812 и невостанновленного)[2]. Из-за этого её стали называть «Георгиевская» электрическая станция.

Электростанция

После открытия электростанции её оборудование включало 6 паровых котлов и 4 паровых машины.

В 1897 году на Раушской набережной была построена Центральная электростанция, и поэтому Георгиевская электростанция стала ненужной и была упразднена.

Гараж

После упразднения электростанции ее помещения стали использоваться под магазины и гаражи. Здесь разместился первый автобусный парк Москвы. Здание стали называть «Малый Манеж».

В 1924 году Моссовет решил закупить 200 новых автомобилей–такси престижной марки Renault и Fiat. Здание на углу Георгиевского переулка и Большой Дмитровки оказалось самым подходящим для первого столичного таксопарка.

Летом 1925 года газеты опубликовали объявление: «Московское коммунальное хозяйство доводит до всеобщего сведения, что с 21 июня сего года открыто для пользования широких масс населения таксомоторное движение». На улицах Белокаменной появилось первые шестнадцать автомобилей марки «Renault», специально закупленных для работы в качестве таксомоторов. Плата за версту устанавливалась в 50 копеек, за один час проезда — 4 рубля 50 копеек. Вскоре к этим первенцам добавилось еще несколько десятков Renault и Fiat.[3].

До 1994 года в здании находилась станция технического обслуживания правительственных автомобилей. Гаражная функция здания окончилась постановлением Правительства Москвы от 10 октября 1995 года № 824 «О создании Московского государственного выставочного зала „Малый Манеж“ в целях совершенствования выставочной деятельности в Москве…»[4].

Выставочный зал

Впервые здание использовалось для этой цели во время II Всероссийского электротехнического съезда 28 декабря 1908 года, той самой, где впервые был представлен сенсационный «беспроволочный телеграф» А. С. Попова, привлекший много зрителей. Однако это было единичное явление, и лишь с 1994 года здание получило культурную функцию окончательно.

В феврале 1996 года зал передан в оперативное управление Комитету по культуре Москвы. Сначала помещение хотели отдать Академии Ильи Глазунова[3]. Он был торжественно открыт в присутствии мэра Москвы Лужкова, членов Правительства Москвы и других официальных лиц выставкой Сергея Андрияки[4].

Реконструкцию осуществлял бывший Департамент инженерного обеспечения Правительства Москвы (руководитель Департамента Матросов А. С. Авторы проекта реконструкции: архитектор Ю. П. Григорьев, руководитель творческого коллектива, мастерская № 8 ГУП «Моспроект-3», архитекторы И. К. Барташевич, Е. В. Степанов, Е. Г. Щукин, инженеры Л. П. Буров и В. В. Ханжи). Любопытно, что систему охранной сигнализации изготовила иностранная фирма «Симанс» — именно она была одним из крупных акционеров «Общества электрического освещения», построившего здание в 1888 году[4]. Интерьер полностью перестроен в современном стиле и приспособлен для выставок. Его площадь составляет 1200 кв.м. полезной площади.

Малый Манеж по инициативе Лужкова был переименован в Новый Манеж.

Как писали «Известия»: «Большинство выставок здесь — либо шумные корпоративные презентации, либо какие-то куски общегородских мероприятий типа Дня Москвы.»[3].

Описание

Здание выстроено в популярном во 2-й пол. XIX веке псевдорусском стиле.

«Фасад здания привлекает с первого взгляда мастерской прорисовкой деталей. Он чужд скучного однообразия, как и излишней пестроты. Трехчастная симметрично-осевая фронтальная композиция фасада акцентирована центральной постановкой главного входа, порталами ворот и угловыми ризалитами, подчеркивающими тему, заданную главным входом. Равномерный ритм декоративных окон и простенков подчеркивает протяженность всего здания. Высокая кровля и венчающие угловые башенки демонстрируют заботу о выразительности силуэта и согласованности с исторически сложившейся пространственной системой вертикалей. Здесь использован прием, присущий большинству зданий складов и пассажей конца XIX века, развивающий несколько равнозначных тем с одинаково мерным ритмом акцентов, что являлось отличительным признаком поздней эклектики и её варианта в „русском“ стиле»[4].

Директора

Ссылки

1996-2012 - Ермаков Вячеслав Михайлович

Примечания

dic.academic.ru

Конный манеж - это... Что такое Конный манеж?

Манеж для выездки

Требования к манежу

Манеж, плоский и ровный, должен быть 60 м в длину и 20 м в ширину. Разница в уровне по диагоналям или по длинной стенке ни в коем случае не должна превышать 50 см. По коротким стенкам разница в уровне ни в коем случае не должна превышать 20 см. Грунт в манеже должен быть, по преимуществу, песчаным. Приведённые выше размеры являются внутренними размерами манежа. Расстояние от манежа до публики должно быть не менее 10 м. Для соревнований в помещении расстояние от манежа до стены должно быть, в принципе, не менее 2 м. Ограждением манежа должен служить низкий заборчик белого цвета (состоящий из отдельных элементов) высотой около 30 см. Часть ограждения у буквы А должна быть легко передвигаемой, чтобы обеспечить возможность всаднику въехать в манеж и выехать из него. Конструкция ограждений должна быть такова, чтобы копыто лошади не могло в нём застрять. Буквы должны находиться снаружи манежа, на расстоянии примерно 50 см от него и быть хорошо видимыми. На ограждении манежа, на уровне букв и в дополнение к ним, обязательно должны быть нанесены метки. Размещение рекламы на буквах и их держателях запрещено. наличие маркированной центральной линии оставляется на усмотрение Организационного Комитета. При пользовании центральная линия должна быть укатанной и ровной. Не должны маркироваться точки на D-L-X-I-G. Не рекомендуется использовать центральные линии в программах КЮРов, а также на соревнованиях среди молодых лошадей.

Разметка манежа

20x40 (для начинающих)

20x60 (стандартный)

K V E S H
A D L X I G C
F P B R M

Мнемонические правила для запоминания разметки манежа На первый взгляд, буквенную разметку манежа запомнить трудно. Помочь в этом могут следующие мнемонические правила (первые буквы слов в фразе соответствуют буквам манежа по часовой стрелке)

Для манежа 20х40 All King Edward’s Horses Can Manage Big Fences

Для манежа 20х60 All king victor edwards superb horses can make really big perfect fences

Буквы на средней линии

Для манежа 20х40 All Daddies Kiss Grannies Carefully

Для манежа 20х60 Ali’s Dad Loudly Xrayed Incoming Gambian Cows

Размещение судей

Три судьи размещаются вдоль короткой стенки манежа, вне его на расстоянии, максимум, 5 и, минимум, 2 м от него — для соревнований на грунте, и, желательно, минимум, 3 м. — для соревнований в помещении. Главный судья (С) находится на продолжении центральной линии, а 2 других (М и Н) на расстоянии 2,5 м к центру от продолжения длинных сторон. Боковые судьи (В и Е) для соревнований на грунте должны располагаться на расстоянии, максимум, 5 и, минимум, 3 м от манежа напротив букв В и Е соответственно. Для соревнований в закрытом помещении желательно, чтобы это расстояние было не менее 2 м. Если судят 3 судьи, 1 из них должен размещаться на длинной стороне.

Разминочный манеж

Тренировочное поле

Как минимум за 2 дня до начала первой езды в программе соревнований участникам должно быть предоставлено, по меньшей мере, одно поле для тренировок размером 60 м х 20 м. По возможности, грунт на нём должен быть такого же качества, как и на боевом поле. В тех случаях, когда нет возможности предоставить для тренировок поле размером 60 м х 20 м, участникам должно быть разрешено работать на боевом поле. В программе должно быть приведено чёткое расписание с указанием времени, в течение которого боевое поле может быть использовано для тренировочных целей.

10-минутный манеж

Это последнее тренировочное поле перед выездом в соревновательный манеж. Это поле обязательно для Олимпийских игр и Чемпионатов и рекомендовано для всех CDI/CDIO. 1. Оснащённый всем необходимым 10-минутный манеж должен иметь такой же грунт, как и соревновательный. 2. Всаднику разрешается въехать в манеж после выезда оттуда всадника, въезжающего в соревновательный манеж. В этом манеже не может находиться одновременно более одного всадника. 3. Всадник может отказаться от использования 10-минутного манежа. 4. Это поле должно постоянно находиться под контролем стюарда. 5. Подгонка снаряжения и приведение лошади в порядок разрешены.

Источники

  • FEI правила соревнований по выездке, 23-е издание [1]
  • Множество правил для запоминания букв на манеже [2]

dik.academic.ru

Происхождение слова "манеж". Что такое манеж?

Каждый знает, что такое манеж. Толкование слова при этом у разных людей может отличаться. Данное расхождение во мнениях связано с тем, что термин имеет несколько значений. Итак, каковы же они и в чем причина их возникновения?

Манеж: что такое слово может означать?

Данное слово имеет много значений. Вот наиболее известные из них.

  • Это строение или огражденная площадка для обучения искусству верховой езды и для тренировки лошадей. Также подобное здание используется для проведения разных видов конных соревнований.
  • Арена для цирковых представлений тоже носит подобное название.
  • В дореволюционной России манежами именовали помещения, предназначенные для муштры пехоты в те дни, когда погода не позволяла делать это на открытом воздухе.

манеж толкование слова

  • Подобное название носят некоторые специализированные спортивные площадки для тренировки.
  • Известно несколько топонимов с таким названием. Это деревня в Подмосковье и микрорайон в Липецке.
  • Есть несколько зданий, именуемых манежами. Это выставочные залы в Москве и Санкт-Петербурге, а также тренировочное помещение для солдат в Оттаве.
  • Каждая молодая мама имеет собственное понимание термина «манеж». Что такое слово означает, хорошо известно семьям, в которых недавно появились малыши. Огражденная со всех сторон небольшая переносная площадка для деток, едва научившихся (или пока не научившихся) ходить, в которых можно спокойно оставить свое чадо без присмотра на некоторое время. Чаще всего это приспособление называют уменьшительно-ласкательным словом «манежик».

манеж толкование слова

История возникновения данного термина

В русский язык, как, впрочем, и в английский, слово «манеж» (что такое, указано в первом пункте) пришло из французского. В переводе с языка Руссо и Наполеона существительное manège означало «карусель». На первый взгляд кажется, что данный термин никак не связан с манежем, однако это заблуждение.

Дело в том, что изначально каруселью именовали конный балет, появившийся в качестве развлечения для королевского двора Франции еще XVI в.

В Российскую империю моду на представления с участием лошадей ввела императрица Екатерина II.

манеж что такое

С ее легкой руки это царское хобби стало пользоваться большой любовью у помещиков, которые организовывали у себя в имениях собственные конные карусели. Однако к началу XX в. мода на лошадиные балеты пошла на убыль, а после и вовсе иссякла.

В свое время, чтобы участвовать в manège, нужно было быть отличным наездником, а для этого требовались постоянные тренировки, которые проходили в тех же зданиях, где потом и проводились выступления. По этой причине постепенно каждое специально отведенное место для обучения верховой езде стали называть манежем.

Эти два понятия часто путают между собою. Стоит усвоить разницу: ипподром – это специализированный открытый стадион с несколькими беговыми дорожками для скачек, вокруг которых находятся места для зрителей.

манеж фото

Конноспортивный манеж – это прямоугольное крытое помещение с центральной ареной и местами для публики и судей, где наездники соревнуются в разных дисциплинах.

Почему цирковая арена носит название "манеж"?

Цирк – любимое многими развлечение. Ценители этого искусства знают, что арену здесь называют манежем. Этимология данного термина также восходит корнями к французскому manège, однако здесь несколько другая история.

Цирковой манеж (фото ниже) стал носить это имя тоже благодаря лошадям.

манеж цирк

Дело в том, что цирком у древних римлян назывался овальной формы стадион, где чаще всего происходили гонки на колесницах и скачки. Позже здания цирков стали использоваться как арены гладиаторских боев и расправ с христианами, но первичное значение слова в человеческих умах продолжило ассоциироваться с лошадьми.

После падения Римской империи многие века слово «цирк» не использовалось вовсе, а потом так начали называли места для театральных постановок. Однако в XVIII в. семейство наездников Астлеев из Великобритании выстроило небольшую круглую арену во Франции, назвав ее цирком. Там они стали давать представления, состоящие из акробатических упражнений на лошадях. Позже их репертуар пополнился трюками с участием других животных, фокусами и клоунами. Постепенно мода на цирки распространилась по всему миру, а саму арену, в память о трюках наездников, с которых все началось, стали называть манежем.

Какие бывают виды спортивных манежей, и чем они отличаются от обычных стадионов

Всего одна главная деталь отличает стадион и манеж (что такое это сооружение у каждой организации свое, мы говорили ранее) – крыша.

манеж толкование слова

Традиционный стадион, где проводятся тренировки и соревнования в весенний и летний периоды, не имеет полноценной крыши и называется открытым. В то время как закрытый стадион (легкоатлетический манеж) предназначен для проведения состязаний в холодное время года.

Выделяется также отдельный подвид спортивного манежа - фехтовальный.

Ознакомившись со всеми значениями рассматриваемого термина, можно найти в них нечто общее. Так, получается, что манеж - это огражденное или крытое помещение, где лошади, спортсмены, военные или дети тренируют свои навыки и демонстрируют их всем желающим.

fb.ru

Манеж (Москва) - это... Что такое Манеж (Москва)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Манеж.

Координаты: 55°45′12.47″ с. ш. 37°36′44.82″ в. д. / 55.753464° с. ш. 37.61245° в. д. (G) (O) (Я)55.753464, 37.61245 памятник архитектуры (федеральный)

Московский Мане́ж — историческое здание, расположенное по адресу Моховая улица, дом № 1/9, между Манежной и Сапожковой площадями, Александровским садом и Моховой улицей. С 1957 года постоянно используется для выставок, экспозиций и других публичных мероприятий; с 1967 года официальное название — Центра́льный вы́ставочный зал «Мане́ж».

Манеж был построен в 1817 году по случаю 5-летней годовщины победы России в Отечественной войне 1812 года по проекту А. А. Бетанкура, а в 1824—1825 годах фасады были отделаны в стиле ампир Осипом Бове. Здание сильно пострадало от пожара в 2004 году и было перестроено по проекту архитектора П. Ю. Андреева, с полным изменением интерьеров и некоторых деталей экстерьера.

Описание Манежа

Московский Манеж представляет собой одноэтажное здание с длиной боковых фасадов порядка 180 м и общей площадью ок. 6500 м². Здание выполнено в стиле классицизм: торцовые фасады украшены гладкими, без какого-либо декора, фронтонами и аркадой из 7 арочных проемов с окнами и дверьми. Мотив аркад повторяется и на боковых фасадах, в более усиленном варианте.

Главным фасадом предполагался Южный, выходящий к Кутафьей башне, (одному из 4-х входов в Кремль). Сторона, сегодня обращённая к Манежной площади, терялась среди городской застройки.

Монументальность зданию сообщает укрупнённость его пропорций, мерный ритм колонн и пилонов, сдержанная колористическая гамма, присущая архитектуре того времени. Рисунок протяженных фасадов создаётся аркадой оконных проемов, разделённых ¾ тосканскими колоннами и тяжёлым антаблементом, включавшим рельефные вставки. Высокая 2-скатная кровля зрительно облегчена часто поставленными слуховыми окнами и гладкими фронтонами.

План московского Манежа в XIX в.

К кровле был подвешен (пришит) потолок, который скрыл ажурную конструкцию кровли. Внутреннее пространство Манежа было целиком открытым и полностью просматриваемым — ведь его проектировали для конной выездки. Именно своей открытостью Манеж был ценен и уникален, смотрясь неким колонным портиком, продолжением городской площади.

История здания

Строительство

Своим возникновением Манеж обязан московскому пожару 1812 года в дни наполеоновского нашествия. Город, полыхавший целую неделю, был серьёзно опустошён. После победы Комиссия для строения города Москвы начала превращать выгоревшую беспорядочную средневековую застройку в единый классицистический архитектурный ансамбль. В число возведенных зданий вошёл Манеж, построенный на пространстве, до войны загромождённом купеческими лавками.

На обугленном пустыре по высочайшему повелению Александра I был построен Манеж, называемый тогда «Экзерциргаузом» (домом для упражнений), рассчитанный на пехотный полк (2 тыс. чел). Здание, расположенное рядом с выходом из Кремля через Троицкую и Кутафью башни, поблизости от расположений полков, предназначалось для военной муштры.

В 1817 году работа над проектом была поручена архитектору А. А. Бетанкуру. Перед ним стояла задача возведения огромного здания, где полк мог бы маневрировать безо всяких помех. Вскоре он создал проект сооружения, равного которому долго не было в мире: единственная в своем роде конструкция стропил была рассчитана так, что здание шириной 45 м перекрывалось без внутренних опор. 30 деревянных ферм опирались на одни только наружные стены. 10 июня 1817 года проект был утвержден. Строительство было предписано закончить не позднее 1 октября того же года.

Весной того же года, из-за крайне ограниченного срока постройки не дожидаясь официального утверждения проекта, известный российский инженер Лев Карбонье, главный инспектор гидравлических и земляных работ в Москве, которому было поручено строительство, начал воплощать проект в жизнь. В возведении манежа Карбонье помогали главный архитектор строительства Ламони и фактический производитель всех работ инженер-поручик А. Я. Кашперов[1].

Работы шли ударными темпами (что, без сомнения, было связано с особым вниманием царя к строительству). Со всех краёв империи в Москву свозили стволы вековых лиственниц — создание уникальных стропил требовало особых материалов.

Московский Манеж. Вид со стороны Моховой ул. (Акварель архитектора А.Бетанкура. Ок. 1817 г). На углах здания изображены металлические трофеи, которые в действительности не были выполнены. Фасады Манежа. 1825 г.

Через 8 месяцев после начала строительства, 30 ноября 1817 года, в пятилетнюю годовщину победы над Наполеоном, Экзерциргауз был торжественно открыт в присутствии императора и при параде войск. В глазах москвичей Манеж сразу же стал памятником победе в войне 1812 года.

На мемориальной доске из серого камня написано: «Здание манежа построено в 1817 г. в ознаменование победы русского народа в Отечественной войне 1812 г.».

Дальнейшие перестройки

  • 1818 год, июль. Уже через год после сдачи здания в двух стропильных фермах возникли трещины. Главной причиной тому называли жару, которая пересушила дерево. Но говорили также и о чересчур скором строительстве, которое вызвало брак и, возможно, об ошибках в расчётах. Карбонье занялся исправлением неисправности.
  • На следующее лето, в 1819 году, треснули ещё несколько элементов, стропила начали проседать, и стало ясно, что кровля нуждается в усовершенствованиях, и Бетанкур выступил с предложением о серьёзной перестройке кровли. Но только в 1823 году император отдал соответствующее приказание. Была создана специальная Комиссия по обследованию конструкции кровли под руководством инженера-полковника Я. Де-Витте, куда вошли также инженеры Бауса, Девис и др. В 1823—1824 годах, по проекту и под руководством военного инженера полковника Р. Р. Бауса, при активном участии Кашперова как основного исполнителя работ по сборке и установке заново сделанных стропил была осуществлена серьёзная перестройка кровли. Инженер Бауса рассчитал и осуществил новую кровлю, увеличив число ферм с 30 до 45 и улучшив некоторые детали конструкции.
  • 1824 год Осип Бове входит в Комиссию по обследованию Манежа и берётся за работы по отделке Манежа, поскольку при перестройке кровли возникла необходимость в исправлении карниза и других работах. Он разработал и воплотил проект декоративного скульптурного убранства на тему античных военных доспехов, популярную в послепожарной Москве — она символизировала победу. Декоративные детали в виде военных атрибутов римских легионеров, выполненные по рисункам Бове, были укреплены снаружи и внутри здания манежа летом 1825 г. Осуществив штукатурные и лепные работы, Бове собирался установить 12 чугунных горельефов, задуманных ещё Бетанкуром (см. рис. выше). К тому времени старые эскизы были утеряны, и Бове пришлось создавать проект трофеев заново. Горельефы «Военные доспехи» были предназначены для глухих простенков Манежа, но осуществить эту идею не удалось.
  • 1825 год Умирает царь Александр I. Новый император не проявил интереса к строительству Манежа. Работы по изготовлению рельефов были остановлены. Так Манеж обрел свой окончательный вид (за исключением пристроенной позже ротонды).
  • 1838 год — со стороны Александровского сада к фасаду пристраивается ротонда, где разместили престол разобранной на Троицкой площади церкви Николы в Сапожке. (В советское время эта пристройка была уничтожена, поскольку мешала прокладке трамвайных путей по Манежной улице).

Функционирование здания в царское время

Некоторое время помимо выездки кавалеристов в стенах Манежа размещались дворцовые конюшни. Однако, Манеж быстро избавляется от милитаристского духа, и в нём больше не проводятся конные выездки царских полков, а устраиваются выставки, концерты, гуляния:

Советская эпоха

Вид со стороны Кутафьей башни
  • После 1917 года Манеж служил гаражом для правительственных автомашин. Его состояние ухудшается — балки проседают почти на метр.
  • В 1930 году их укрепляют металлическими листами и подпирают колоннами, которые разрушают простор интерьера.
  • В 1941 году в здание попадает немецкая фугасная бомба, впрочем, не причинившая особого вреда.
  • В послевоенные годы деревянные стропила были усилены металлическими, которые сохранили внешний контур кровли, но потребовали установки внутри промежуточных опор. Со стороны площади тройные въездные ворота были заменены трехарочным входом, к которому ведут гранитные ступени[1].
  • После смерти Сталина здание возвращают городу. В 1957 г. Манеж стал Центральным выставочным залом столицы.
  • Работы по реставрации здания ведутся знаменитым реставратором Дм. Кульчинским. Производятся взрывы эстакад для автомобилей, очистка стен от масляной типографской краски, которой покрасили Манеж в войну для маскировки, восстановление по уцелевшему образцу рельефов с двуглавым орлом и Георгием Победоносцем, сбитых революционно настроенными товарищами. В восстановлении Манежа участвовали метростроевцы во главе с Василием Полежаевым.
  • 1962 год, 1 декабря — «30 лет МОСХ», выставка художников-авангардистов, во время посещения которой Никита Хрущёв подверг резкой критике творчество авторов выставлявшихся картин, заявив буквально: «Нашему народу такое не нужно!». Результатом негативного впечатления Хрущёва от этой выставки стала кампания против абстракционизма и формализма, развёрнутая в СССР.
  • С 1967 года здание известно как «Центральный выставочный зал», ставший местом проведения выставок крупнейших советских и российских художников, ярмарок и других мероприятий.
  • В 1970-е гг. зрители устремляются в Манеж смотреть Глазунова.

Российская Федерация

  • В 1990-е гг. в Манеже поселяется ярмарка авангардного искусства «ART-MIF».
  • В 1996 году впервые проводится выставка «АРТ-Манеж».
  • В 1998 году на выставке «Арт Манеж — 98» художник Авдей Тер-Оганьян провёл перформанс «Юный безбожник», в ходе которого разрубил топором православные иконы, после чего против него было заведено уголовное дело по обвинению в разжигании религиозной вражды.
  • В ноябре 1999 г. была проведена градостроительная выставка «Москва, XXI век».
  • В первые годы XXI века в стенах Манежа проходят всероссийские ярмарки мёда.
  • 14 марта 2004 года — пожар Манежа.
  • апрель 2005 года — Манеж открыт после реконструкции.
  • Первым вернисажем, проведённым в Манеже после реконструкции, стала выставка художника Сергея Андрияки и его учеников.
Пожар 2004 года
Пожар Манежа Съемка горящего здания из-за решетки Библиотеки МГУ через улицу

14 марта 2004 года, в день выборов президента РФ, в здании Манежа произошёл серьёзный пожар, которому была присвоена пятая (высшая) категория сложности; в ходе его тушения погибли двое пожарных (Геннадий Золотков и Эдуард Фомин). Пожар уничтожил большую часть произведений 92 российских театральных художников, собранных в Манеже в рамках выставки «Итоги сезона».

В результате огнем была уничтожена кровля, неповрежденными остались только одни массивные наружные стены. К уголовной ответственности за поджог Манежа либо за халатное обращение никто привлечён не был. Ещё во время тушения пожара вечером 14 марта, до проведения каких-либо следственных мероприятий, мэр Москвы Юрий Лужков заявил журналистам, что версия поджога исключается. При этом первая фраза москвичей, узнавших о трагедии, была: «Лужков Манеж поджёг!».[2]

Реконструкция

Уже на следующий день Москомархитектуры сообщил, что разработал проект восстановления Манежа с двумя подземными уровнями и автостоянкой.[3][4] В рамках восстановления здание Манежа было полностью перестроено по проекту архитектора П. Ю. Андреева[5][6]: в здании были установлены эскалаторы, лифты, стеклянные ограждения. Также был «открыт» потолок здания и знаменитые «фермы Бетанкура», воссозданные заново. Слуховые окна на кровле вышли более акцентированными и заметными.

Всё это, по мнению ряда архитекторов и искусствоведов, исказило первоначальный замысел А. А. Бетанкура и привело к возведению в центре столицы очередного «новодела». Но сложившейся ситуации это никак не изменило — ещё до начала перестройки Лужков подал в суд на искусствоведа Алексея Комеча и телеканал «Россия» за критику проекта реконструкции Манежа. Суд удовлетворил иск в отношении телекомпании, однако в отношении А. И. Комеча Лужков суд проиграл.[7] С 12 по 16 мая 2004 года в ЦДХ в рамках проведения международной выставки «Арх Москва» была представлена экспозиция Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А. В. Щусева «Утраты», представляющая собой символические могилы Манежа, Военторга и гостиницы Москва[8].

В то же время проведённая реконструкция позволила значительно увеличить выставочные площади Манежа и количество парковочных мест вблизи Кремля. План реконструкции Манежа был готов задолго до пожара и изначально оценивался в 25 млн евро[9].

После реконструкции

В начале ноября 2011 года руководитель департамента культуры столицы Сергей Капков объявил, что Манеж перейдет под управление возглавляемого им департамента, который будет отвечать за все мероприятия в Манеже. С 2005 года площадями Манежа управляет «Торговый дом Шатер». Под его же контролем с 2000 года находится выставочный зал «Гостиный двор», где также проходят отраслевые выставки. «Торговый дом Шатер» является уполномоченной компанией Правительства Москвы по строительству гостиниц в Москве. Она участвовала в реализации таких масштабных проектов, как реконструкция части здания комплекса Гостиный Двор, реконструкция Западного Речного Порта для обслуживания Москва-Сити и проч. Владельцем компании является глава Союза грузин России Михаил Хубутия[10].

25 ноября 2011 г., в «Манеже» сменилась управляющая компания, он перешел под управление столичного Департамента культуры, если точнее, в управление Государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы "Музейно-выставочное объединение «Столица» (ГБУК г. Москвы "МВО «Столица»), куда уже входит Новый Манеж и другие здания[11]. 26 октября «Шатер» получил от ГБУК "МВО «Столица» уведомление о расторжении в одностороннем порядке договора аренды[12].

28 ноября в «Манеже» произошла авария: погрузочный кран, выполняя манипуляции по подготовке площадки для проведения ежегодной городской выставки «Арт-Манеж», проломил пол и провалился в подвальное помещение[11]. По словам явно раздосадованного потерей контракта Хубутии в интервью «Коммерсанту», в этом была вина нового владельца: «Подготовка к первой же выставке для нового управляющего Манежа завершилась в буквальном смысле провалом. В начале декабря для транспортировки оборудования в здание был завезен автокар, который провалился под пол. Объект сложен в плане эксплуатации, а новый управляющий даже не поинтересовался у нас обо всех тонкостях»[13][14].

29 ноября 2012 года выставкой «Советский дизайн 50-80-х» в ЦВЗ «Манеж» состоялось открытие Московского музея дизайна[15].

Интересные факты

  • По легенде термин «слуховые окна» родился в 1817 году при строительстве московского Манежа: на лесах вокруг новеньких стен Манежа трудилась артель строителей крепостного мужика Слухова, который, как гласит предание, и дал имя техническому новшеству.
  • Для сохранения деревянных конструкций в начале XIX века весь чердак был засыпан махоркой на 0,5 м (против грызунов и насекомых)[16]. По легенде, всю махорку выкурили революционные солдаты после Октябрьской революции (по другой версии — в голодные годы Великой Отечественной войны), после чего чердак засыпали опилками, не так хорошо спасавшими дерево от вредителей и сырости[17][18].
  • С работой Бове над внешним обликом Манежа связана история, которую любили вспоминать в советское время как пример успешного восстания художника против власти: считается, что московский генерал-губернатор настойчиво рекомендовал украсить фронтоны скульптурой, но Бове взбунтовался, и фронтоны остались гладкими и белыми.
  • В Манеже впервые в России была применена конструкция подвесного потолка

Cм. также

Литература

  • Будылина М. История постройки Манежа в Москве //«Архитектурное наследство», № 2, 1952.
  • Покровская З. К. Архитектор О. И. Бове. — М., 1964.
  • Васькин А. А., Гольдштадт М. Г. Старая Москва в границах Камер-Коллежского вала. По шёлковой Воздвиженке, по замшевой Манежной: Фотопутеводитель. — М.: Компания Спутник+, 2002. — 102 с. — ISBN 5-93406-348-0.
  • Васькин А. А., Гольштадт М. Г. От снесённого Военторга до сгоревшего Манежа. Исторический фотопутеводитель. — М.: Компания Спутник +, 2009. — 400 с. — 2000 экз. — ISBN 678-5-9973-0100-2
  • А.А. Смирнов. Свидетельствует Манеж // «Москва - героям 1812 года». Московский рабочий, 1981
  • О тушении пожара в здании Центрального выставочного зала "Манеж", происшедшего 14 марта 2004 года по адресу: улица Моховая, дом 18

Примечания

dic.academic.ru

факты о строительстве, реконструкциях, применении.

От военной муштры к свободе творчества. Как на смену военным парадам в Манеже пришли художественные выставки? Какой классик русской литературы осваивал в здании на Моховой велосипед? По какому случаю Никита Хрущев сказал знаменитую фразу: «Нашему народу такое не нужно?» Ответы на вопросы — в 10 фактах из истории московского Манежа.

Строительная площадка поневоле. Площадь, где торговали дровами, сеном и мхом. За что улица и получила название Моховая. Пожар 1812 года, полыхавший в Москве, уничтожил купеческие лавки. На месте пожарища Александр I повелел построить Экзерциргауз на две тысячи солдат — в Доме военных упражнений должен был поместиться целый пехотный полк. Пятую годовщину победы в Отечественной войне готовились отметить смотром войск. Для приема парада сводного гвардейского отряда героев и было построено здание в центре Москвы.

Экзерциргауз или просто Манеж. Галерея 1

Августин де Бетанкур. Московский Манеж. Акварель. Около 1817

Экзерциргауз или просто Манеж. Галерея 1

Манеж и Кремлевский сад. Литография, разукрашенная акварелью. 1825. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Экзерциргауз или просто Манеж. Галерея 1

Максим Воробьев. Вид Манежа, Кутафьей башни и церкви Николы в Сапожках. Акварель. 1817

Инженер и зодчий Бетанкур. За разработку проекта взялся не просто архитектор, а инженер-механик и организатор транспортной системы Российской империи Августин де Бетанкур. Обрусевший испанец — автор знаменитого фонтана «Девушка с кувшином», что в Царском Селе. Бетанкур основал Институт инженеров путей сообщения, руководил строительством Нижегородской ярмарки, сконструировал кабестан — приспособление для подъема тяжестей, которое использовали при строительстве Исаакиевского собора. По проекту Бетанкура и был выстроен Манеж.

Без единой колонны. Маневры без помех — главная задача, поставленная архитектору. Под крышей должно было расположиться пространство площадью 6500 квадратных метров. Проект оказался беспрецедентным: ширина здания в 45 метров — без внутренних опор! 30 деревянных ферм опирались лишь на наружные стены. Для строительства выбрали лиственницу — один из самых прочных материалов. Утвержден проект был в начале лета 1817 года, а окончания строительства ждали уже в середине осени, к 1 октября. И строители успели в срок.

Подвесной потолок. Использовалось ноу-хау при строительстве Манежа — впервые в России. Деревянные балки потолка соединили сложной системой, которая регулировалась гайками. Приглядывала за чудом инженерной мысли воинская команда. Специалисты следили за исправностью стропил. Конструкция сохранилась по сей день, хотя почти сразу после постройки появились трещины, которые в 1819 году потребовали реконструкции кровли. Спустя несколько лет число стропил увеличили до 45, а архитектор Осип Бове, входивший в комиссию, добавил строению несколько деталей.

Экзерциргауз или просто Манеж. Галерея 2

Манеж. Перспектива, разрез, план, фасад. Чертеж из альбома Августина де Бетанкура. 1819

Экзерциргауз или просто Манеж. Галерея 2

Вид Манежа со стороны Воздвиженки. Литография Кристофа Хайцмана с рисунка Эдуарда Гертнера. Середина XIX в.

Экзерциргауз или просто Манеж. Галерея 2

Стропильные фермы покрытия Московского Манежа. 1917

Реконструкции. Здание в стиле классицизма автор проекта Большого театра и Триумфальной арки украсил лепниной. Теперь фасады воспевали военную мощь России. Атрибуты римских легионеров были изготовлены по эскизам Бове. До двенадцати чугунных горельефов «Военные доспехи», что должны были разместиться в простенках, дело так и не дошло. В 1838 году к Манежу была пристроена ротонда с престолом разобранной на Троицкой площади церкви Николы в Сапожке. Но пристройку после революции снесли, чтобы проложить трамвайные пути по Манежной улице.

Классик в Манеже. «Москва». Так назывался клуб циклистов или велосипедистов, который в 1899 году организовал в Манеже карнавал. Здесь же обучали всех желающих новомодному увлечению — езде на велосипеде. Среди учеников был и писатель Лев Толстой. Классик овладевал искусством управления двухколесной машиной уже в преклонном возрасте — в 67 лет. «За это время начал учиться в манеже ездить на велосипеде. Очень странно, зачем меня тянет делать это», — писал Лев Николаевич в своем дневнике, с увлечением продолжая осваивать транспортное средство.

Экзерциргауз или просто Манеж. Галерея 3

Денис Чернов. Московский Манеж. 2012. Фотография: dionisi.ru

Экзерциргауз или просто Манеж. Галерея 3

Неизвестный художник. Вид на боковой фасад Манежа со стороны Александровского сада. Начало XIX в.

Экзерциргауз или просто Манеж. Галерея 3

Александровский сад в 30–40 годы XIX века. Справа — здание Манежа. Репродукция. ГИМ

Махорка на чердаке. Спасти деревянные перекрытия от вредителей и сырости, дабы здание устояло в веках, призвана была махорка на чердаке. Еще во времена Осипа Бове чердак был на полметра засыпан сухими табачными листьями — грызуны и насекомые запах этот не жалуют, да и лишнюю влагу махорка впитывает, предохраняя балки от сырости. По легенде, махорку выкурили не то во время революции, не то в Великую Отечественную войну — и под крышей Манежа еще долго стоял терпкий запах. А затем чердак засыпали опилками.

Культурная площадка. Местом военных смотров и даже конюшней Манеж был недолго. Уже с 1831 года огромные площади приспособили для выставок. В этих стенах прошла Первая выставка этнографии народов России. Над экспозицией трудились известные этнографы, скульпторы и художники. Программу утверждал лично Александр II. Сегодня легендарные экспонаты можно увидеть в Этнографическом музее Санкт-Петербурга. В Манеже так же состоялись: первая международная выставка автомобилей и велосипедов, сельскохозяйственная и промышленная выставки. В 1867 году французский композитор Гектор Берлиоз в здании на Моховой дирижировал оркестром из 500 музыкантов.

«Нашему народу такое не нужно!» Знаменитая фраза Никиты Хрущева прозвучала в Манеже после выставки «30 лет МОСХ», на которой представили свои работы и художники-авангардисты из студии «Новая реальность». Результатом культпохода первого лица государства стала разгромная статья в газете «Правда». И последующая кампания: против формализма и абстракционизма в СССР. Спустя полвека — «Те же в Манеже». Экспозицию составили те самые картины и слайды недостающих работ, витрины с фотографиями и биографиями участников. К примеру, Леонид Рабичев стал автором эмблемы Музеев Кремля, а Вера Преображенская — иллюстрировала многие советские учебники по естественным наукам.

Экзерциргауз или просто Манеж. Галерея 4

Московский Манеж в противовоздушном камуфляже. Зима 1941 года. Фотография: photochronograph.ru

Экзерциргауз или просто Манеж. Галерея 4

Московский Манеж. Фотография: wikimedia.org

Экзерциргауз или просто Манеж. Галерея 4

Посещение Никитой Хрущевым выставки авангардистов в Манеже. 1962 год. Фотография: photochronograph.ru

Повреждения и пожар. Спустя десятилетие после революции потолок Манежа стал ниже почти на метр: просели балки. В здании открыли гараж для правительственных машин. Металлические листы и колонны, которыми укрепляли сооружение, нарушили единое пространство уникального сооружения. В 1941 году строение едва не разрушила фугасная бомба, а в 2004 году — пожар. Манеж полыхал 50-метровым пламенем. Устояли только стены. На реконструкцию памятника архитектуры потребовался год. «Фермы Бетанкура» были воссозданы, площадь здания увеличилась почти вдвое. Манеж сохранил свое главное предназначение — одной из главных культурных площадок столицы.

www.culture.ru

Детские жд манежи в поезд

Незаменимая вещь в поезде с малышом! Во-первых безопасно, во вторых, замечательно нас выручила от кондиционера, потому чтотон работал на всю катушку, и обдуывло очееь сильно, в нашем домике была иишь да гладь! Кормление грудью, жд манеж - отличное место уединения, нет стеснения и неловкости перед окружающими. Ну и конечно, сон-одно из главных! Уединились, закрылись, никто не маячит перед глазами, не отвлекает, уснули и спали в общем как у себя дома! Спасибо большое за такую нууужную вещь! Светлана Тимшина

Огромное спасибо Вам за чудо манеж! Хочу отметить удобную систему доставки, служба доставки оповещает о готовности заказа посредством смс, все быстро и четко. Манеж качественный, отличный синий цвет, мой любимый)), всё в ней продумано для безопасности и удобства. Спасибо!!! Всем советую. Анна Синицина

Спасибо за манеж в поезд,путешествие к бабушке прошло с комфортом! Доче домик очень понравился:) желаю вам много клиентов и дальнейшего развития в бизнесе, сейчас столько придумано много интересных штучек для путешествий с детьми, значительно облегчающих жизнь в процессе путешествия:)спасибо еще раз! Валерия Викторова

Спасибо за чудо-манеж! Ехала одна с малышом, без мужа! Манеж в дороге очень помог! Как то спонтанно мы собрались в Анапу на поезде. Я сразу заказала манеж и за 9 дней он доехал до нас. Мы ехали 4 суток туда и 4 суток обратно Красноярск-Анапа. Манеж был моим спасением. Можно было спокойно отлучится, просто даже выйти на перон, когда ребенок спит. Незнаю как бы справилась без него! Мы в восторге! Елена Сафронова

dormanezh.ru


 
.