Всех с праздником Пасхи! Дорогие друзья! От всего сердца...
В январе наших клиентов ждут приятные сюрпризы и многочисленные бонусы...
В рамках общей стратегии развития мы стали дилером 1ой категории...
Все новости

Дизайн. Е дизайн


Радикальный дизайн, антидизайн. Италия. Студии «Алхимия», «Суперстудио», «Струм». Германия. «Фрог-дизайн».

«Радикальный дизайн» возник в конце 60-х как своеобразная реакция на господствующий в то время «Хороший дизайн». Это иррациональное направление, выдвигая утопические проекты, боролось с геометрией модернизма.

Возникший одновременно и близкий ему по понятию, но более применимый на практике двойник радикального дизайна «Антидизайн» отличался несколько большей экспериментальной направленностью и политизацией.

История возникновения и развития движения «Антидизайна» обычно тесным образом связывают с итальянским дизайном. Здесь в конце 60-х гг. новое поколение архитекторов и дизайнеров не желали больше проектировать элегантные изделия и выступали против ориентированного на потребителя «бел-дизайна».

Движение «Антидизайна» исключительно критически относится к развитию современных технологий и потребительскому настроению, поэтому они утверждали теорию «бегства» и через провокационные действия хотели показать, что логическое развитие рационализма ведет к абсурду. Радикально настроенная молодежь искала новые альтернативные формы. В итоге она предпочла делать «дизайн без предметов» – дизайн поведения, отказавшись от канонических методов проектирования и заменив их игрой.

Классическим образцом «Антидизайна» является кресло-мешок «Sasco» итальянских дизайнеров (Пьеро Гатти, Чезаре Паолини, Франко Теодоро, 1968). Несмотря на «антидизайнерские» декларации, с точки зрения выполнения главной функции — удобно сидеть, кресло-мешок безупречен. Кожаная оболочка не туго наполнена пластмассовыми гранулами. Наполнитель легко принимает форму, удобную для сидящего, и столь же услужливо меняет ее для следующего пользователя.

«Радикальный дизайн» возник в рамках течения «Радикальная архитектура». Основными центрами «радикального дизайна» в Италии были Милан, Флоренция, Турин. Протест против существующего дизайна выражался в рисунках, фотомонтажах и чертежах утопических проектов, конкретные объекты создавались все реже, а если создавались, то носили ироничный или провокационный характер.

Участники движения “радикальный дизайн” считали, что модернизм больше не является передовым течением и движущей силой культуры. Одним из основоположников «радикального дизайна» считается Эторе Соттсасс. Его объекты и теоретические взгляды до 80-х гг. оставались путеводными для итальянского «радикального дизайна».

Радикальный дизайн предпочитал проектированию новых продуктов разработку альтернативной среды обитания, нового жизненного пространства. Вскоре движение стало доминантным в мире дизайна, в нем принимали участие такие дизайнеры, как Гаэтано Пеше, Алессандро Мендини, Андреа Бранци и многие другие.

Основу движения «радикальный дизайн» составляли итальянские группы: Archizoom (основана во Флоренции,1966), Superstudio (Флоренция, 1966), UFO (Флоренция, 1967), «Группа 9999» (Флоренция, 1967), Strum (Турин, 1963), школа-лаборатория “Global Tools” (Флоренция, 1973).

Одной из первых групп радикального дизайна в Италии была группа Archizoom. Название происходит от авангардной британской архитектурной группы Archigram и от одного из выпущенных ими журнала «Зум». Студия была основана во Флоренции в 1966 году четырьмя архитекторами: Андреа Бранци, Массимо Мороцци, Паоло Доганелло, Пилберто Коррети и двумя дизайнерами Дарио Бартолини и Лючиа Бартолини. Вместе с группами "Суперстудио" ("Superstudio"), "UFO" и "Струм" ("Strum"), "Archizoom" были движущей силой Радикального дизайна.

Архизум выступал против элегантного дизайна и бросил вызов господствующему в то время модернизму. Члены группы работали над выставочными инсталяциями, архитектурными объектами, дизайном интерьеров и промышленных изделий. Получили международную известность после выставок радикальной архитектуры Superarchitettura, организованных совместно с группой Суперстудия. Многочисленные проекты и публикации отражали поиски членов группы нового, чрезвычайно гибкого и основанного на новых технологиях подхода к дизайну.

В 1968 году Архизум, совместно с Суперстудией приняла участие в XIV триенале с проектом Centre for eclectic conspiracy; в 1972 году они приняли участие в выставке «Италия: новыедомашние ландшафты» (The New Domestic Landscape) в секции «Контрдизайн и как постулат», которая прошла в Музее современного искусства в Нью-Йорке. В 1973 совместно с наиболее значительными представителями радикального движения они основали Global Tools, целью которой было развитие и исследование непромышленных способов производства, продвижение индивидуального творчества. В 1972 году они провозгласили :"право выступать против действительности, которой не хватает смысла"... действовать, изменять, формировать и разрушать окружающую среду.

Члены Архизум начали исследования в области архитектуры и городского планирования, которые легли в основу проекта No-stop city (1970-72). Как считает Андреа Бранци – один из идеологов радикального дизайна, - проект \'\'no stop city" «был очень важен для меня и моего поколения, для многих художников, которые появились потом». No-Stop City – это ироническая критика идеологии архитектурного модернизма, доведенная до абсурда. Здания этого города представляют собой огромные крытые, похожие на гаражи, помещения. В их бесконечных, освещенных искусственным светом и снабженных системой кондиционирования интерьерах расположены туристические палатки, установленные среди огромных валунов. По существу это не жилища, а место обитания городских бродяг в их непосредственном окружении. Понятие города здесь растянуто до бесконечности. Город становится миром, где невозможно найти отличия между городом и пейзажем, и где нельзя проложить между ними границу.

Развив до крайности идею Бранци о пост урбанистическом состоянии города, создатели No-Stop City представили свою утопическую концепцию городского состояния - это была идея огромного организма, существующего больше по правилам Интернета, чем по принципу классического города.

В то же время представители “Archizoom” работали в области экспериментального дизайна. Все их работы имели смысловую связь с поп-культурой и китчем и в то же время выражали насмешку над претенциозностью «Хорошего дизайна».

Наиболее известные их работы:

Диваны Superonda, созданные для компании Poltronova; стул \'Mies\'. Проекты Архизума в значительной степени были своего рода критикой дизайна, но в 1969 году они создали пародию на стул Mies Van der Rohe – стул Mies, который по иронии судьбы сам стал иконой от дизайна. Преувеличенно "безвкусные" кровати "Dream", о которых представители группы писали: "Мы хотим принести в дом все, что раньше оставалось снаружи: нарочитую банальность, сознательную вульгарность, урбанистические элементы и порок".

В 1973 году они разработали свои проекты дизайна одежды. В 1974 году, вскоре после снятия двух фильмов (Vestirsi и facile and Come и fatto il capotto di Gogol ), посвященных платью, группа распалась, каждый из ее членов продолжил свою самостоятельную карьеру.

Их теоретические исследования в области городского строительства, окружающей среды и медиа культуры сыграли огромную роль в формировании и указании направления развития многих течений, возникших внутри радикального движения. Для понимания полемик и течений того времени собенно важны очерки и радикальные записки, написанные Бранци для издания «Casabella» .

Группа «Суперстудия» (Superstudio) была основана в декабре 1966 году во Флоренции Адольфом Наталини (Adolfo Natalini, 1941) и Кристиано Торальдо ди Франция (Cristiano Toraldo di Francia, 1941) (позднее присоединились Пьеро Фрассинелли и Роберто и Джанкарло Магрис) для проведения теоретического исследования градостроительства и системного дизайна.

Суперстудия была центром авангардного движения в области архитектуры и дизайна вплоть до своего распада в 1970-м. Посредством фотоколлажей, фильмов и выставок представители группы критиковали принципы модернизма, которые господствовали в дизайне 20 века. В 1972 году «Суперстудио» примала участие в выставке «Италия: Новый домашний ландшафтный» в Музее Современного искусства в Нью-Йорке, представив свою концепцию в эскизах, коллажах, фотомантажах». Совместно и группой «Архизум» приняли участие в создании “Global tools”.

"В начале," говорил Наталини, "мы создавали довольно фантастические объекты для производства их в дереве, стали, стекле, кирпиче или пластмассе. Это было вначале, в 1966. Потом мы обратились к производству практичных изделий таких, как стулья, столы и кабинеты, но они были осознанно созданы в нейтральном стиле, критикуя потребительскую культуру и непрерывную гонку за новизной. Наконец, в 1969, мы начали проектировать пессимистические утопии такие, как Monumento Continuo, …».

В начале 70-х в результате экспериментального проектирования, проводимого авангардными студиями радикального дизайна и архитектуры, «Суперстудио» (Superstudio) предлагает серию столов Quaderna из белого ламината с квадратиками, нанесенными способом шелкографии. Некоторые столы из этой серии сняты с производства, иные выпускаются до сих пор и пользуются спросом.

«Суперстудио» ставила под сомнение достоверность рационализма и пыталась заменить традиционный город новой суперструктурой, где архитектура должна стать либо нефункциональной и саморазрушающей , либо символичной. Утопический дизайн Суперстудио предлагал новые жилые структуры. Например, в проекте Monumento Continuo они предложили модульные города и ландшафты, которые можно было расширять бесконечно. Этот проект был предназначен для замены сложившейся структуры и служил матрицей для конструирования новой среды обитания, где каждому было определено его собственное нейтральное пространство, свободное от объектов и давления потребительской идеологии.

В проектах ‘Monumento Continuo’ (1971), в ‘Dodici Citta Ideali’ (12 идеальных городов) (1971) и в in ‘Cinque storie del Superstudio: vita, educazione, ceremonia, amore, morte’ (Пять историй Суперстудии: жизнь, образование, церемония, любовь, смерть) (1973) утопия, пессимизм и ирония объединяются с поисками философским и теоретическим переосмыслением принципов архитектуры.

Группа “Strum”

Радикальная дизайнерская группа “Strum” (бренчание) основана в 1963 году в Турине Жоржио Жиретти (Giorgio Geretti), Петро Деросси (Pietro Derossi), Карла Жиамарко (Carla Giammarco), Риккардо Росси (Riccardo Rosso), Маурицио Воглиацо (Maurizio Vogliazzo).

Одна из самых известных работ группы – экзотическая “мебель” для сидения и лежания из полиуретана “Pratone” (большой луг, 1966-70). В 60-70-х гг. группа проявляла исключительную активность в продвижении радикального дизайна в Италии, выступая на различных семинарах, а также публикую очерки по теории дизайна.

Свободная школа-лаборатория дизайна “Global Tools”

В 1973 году члены различных групп радикального дизайна объединились вокруг журнала «Casaballa», директором которого был Аллесандро Мендини. Все это в итоге привело к организации во Флоренции в 1974 году “Global Tools” – школы радикального дизайна и архитектуры. Ее целью было развитие исследование непромышленных способов производства, продвижение индивидуального творчества. “Global Tools”открыла несколько мастерских, развивающих подход в дизайне “сделай сам” и изучающих потенциальные прикладные характеристики технических материалов. “Global Tools” пытались на основе творчества объединить обычных людей и профессиональных дизайнеров в единый дизайн-процесс.

В 1975 году школа радикальной архитектуры и дизайна была распущена и дебаты радикального дизайна быстро потеряли свой стимул. Во время своей деятельности “Global Tools” было центральным форумом радикального дизайна и его роспуск стал концом первой фазы этого движения в Италии.

К середине 1970-х годов Радикальный дизайн пережил пик своего расцвета, надежды на социальные изменения через дизайн и архитектуру не оправдались. Но это течение вымостило путь для появления новых лидеров поп-дизайна, "Алхимии" и "Мемфиса", эффективно и всесторонне обновивших итальянский дизайн. Подвергая сомнению установившиеся в дизайне каноны, лидеры радикального дизайна заложили теоретические основы стилистическому направлению “Пост-модернизм”, которое зародилось в конце 70-х, а получило расцвет в 80-х. гг.

Фрог-дизайн. В начале 1970-х гг. Хартмут Эслингер и Андреас Хауг, вдохновившись поп-артом, открывают студию «Фрог-дизайн» в своем родном городе Альтенштайг. Вместе с проектами осветительной арматуры Инго Маурера их работы намечали более чувственный, индивидуальный стиль работы и соответственно — более богатый пластически стиль предметного окружения. «Форма следует эмоции», — провозгласили основатели «Фрог-дизайна». Дизайнеры студии использовали новые возможности в проектировании, которые предоставляли компьютеры. В 1983 г. был подписан договор о сотрудничестве с фирмой «Apple Computers*. Ими же была спроектирована одна из первых настольных издательских систем для фирмы «Макинтош».

Студия всегда уделяла большое внимание рекламе своей продукции. Фактически дизайнеры проектировали и фотоизображения, создавали необычные ситуации, в которых идея веши, ее игровой потенциал проявлялись в наибольшей мере. Возможно, что именно благодаря работе на американский рынок студия смогла отточить свои принципы нестандартного подхода к проектированию, своеобразную легкость решений, современность стилистики.

 

Концептуальные поиски советских дизайнеров 60-70х гг. ВНИТТЭ. Региональный стайлинг. Развитие системы конструирования. Дизайн программы. Деятельность центральной экспериментальной школы студии художественного проектирования. «Сенежская студия»

Особенности развития отечественного художественного конструирования: организационные формы, системы подготовки дизайнеров, ориентация на региональные отрасли промышленности.

Создание Всероссийского научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ) в 1962 г. Он выполнял функции межотраслевого научно-методического, координационного и информационного центра по развитию дизайна и эргономики в стране.

Сфера деятельности института – комплексное формирование предметной среды жизнедеятельности человека на базе научных достижений и передовых технологий; организация и развитие дизайна в регионах; создание научно-методических основ профессиональной деятельности в сфере дизайна и эргономики; разработка наукоемких художественно-конструкторских проектов; подготовка кадров квалифицированных дизайнеров и эргономистов.

Возникновение в 1967 г. в стране единой государственной системы художественно-конструкторских организаций, в которую вошли: ВНИИТЭ как государственный научно-исследовательский и художественно-конструкторский центр; 10 зональных филиалов ВНИИТЭ (в том числе Уральский – УФ ВНИИТЭ), ведущих, наряду с научными исследованиями, проектную деятельность в сотрудничестве с промышленными предприятиями, а также осуществляющих методическое руководство художественно-конструктор-скими подразделениями; группа отраслевых и других головных художественно-конструкторских организаций министерств и ведомств; художественно-конструкторские группы, бюро и отделы предприятий, НИИ, СКБ и др. Система, функционировавшая как единый механизм, позволила использовать многообразие национальных культур и внесла значительный вклад в становление и развитие отечественного дизайна. Многие из этих научных подразделений ВНИИТЭ позднее стали основой для вновь образованных институтов и профессиональных объединений дизайнеров в странах СНГ.

В 60-х годах становление отечественного дизайнерского образования шло параллельно и синхронно со становлением самой дизайнерской деятельности. В этот период. была разработана квалификационная характеристика художника конструктора, для всех других художественно- промышленных вузов. Она отражала специфику дизайна, ограничиваясь общими описаниями знаний и умений, необходимых для всех художественных специальностей. Учебные планы разрабатывались и рассылались в вузы в качестве обязательного норматива. Вместе с тем общий характер формулировок, их неконкретность и расплывчатость позволили кафедрам достаточно свободно по своим представлениям и возможностям трактовать и формировать свои учебные планы. Все это привело к тому явлению, которое с полным основанием называют сегодня региональной школой дизайна.

Рациональный стайлинг

 

ВНИИТЭ занимался пропагандой дизайна, дизай­нерским образованием, и проектированием. Причем для проектирования выбирались темы, позволявшие сделать вещи, образцовые во всех отношениях - с точки зрения стиля, моды, принципов графической подачи проекта, методики проектирования.

Одним из наиболее ярких для 60-х годов был проект специализированного автомобиля-такси (1963-1965), вы­полненный в реальном материале как действующая мо­дель, в которой в реальной ситуации можно было увидеть все выгоды или просчеты дизайнерского решения. Авто­мобиль-такси был построен в опытных мастерских

Малый городской автобус "ПАЗ"вместимостью 45 мест (в том числе 20 сидячих)имел модификации - пригородный (повышенной проходимости и с большим числом сидячих мест) и туристский. Значитель­ная площадь остекления при­давала легкий и элегантный вид. Место водителя имело хороший обзор, а его кресло -регулировку положения в про­дольном направлении, по вы­соте и углу наклона спинки. Общая композиция автобуса достаточно проста и строга. Дизайнерам удалось умелы­ми горизонтальными члене­ниями зрительно удлинить ав­тобус и придать ему хорошие пропорции. Просторный и свет­лый пассажирский салон, пол которого покрыт релином, имеет слева ряд двойных мягких си­дений, справа - ряд одинар­ных. Для внутренних покрытий и деталей применены пласти­ческие материалы, что уде­шевляет производство, при­дает нарядный вид интерьеру и отвечает повышенным сан-гигиеническим требованиям. Автобус ПАЗ был вполне кон­курентоспособным на мировых рынках.

Марк Демидовцев Малый городской автобус "Паз-турист", Павловский завод, 70-е гг.

Грузовой автомобиль-рефрежератор "Зил 130", 60-е гг.

Холодильники "Зил" на конвейере, 60-е гг.

 

 

 

ВНИИТЭ. Сварная рама, на нее крепился корпус из стеклопластика с внутренней отделкой фанерой, имити­ровавшей пластмассовую облицовку с мягким ворсовым покрытием. Сидения, органы управления, приборная дос­ка - все было настоящим и действующим. Когда директор института докладывал о новой машине в министерстве автомобильной промышленности, то скептики сказали, что такая машина вообще не сможет ездить. Здесь ди­ректор сделал театральный жест и сказал, что собствен­но они и приехали на этом автомобиле и он стоит во дворе. Все собрание ринулось на улицу.

В автомобиле-такси было все необычно: и внешний вид, до сих пор сохраняющий привлекательность, гармо­ничность, современность; и вагонная компоновка, широ­кая сдвижная дверь; и перемещение двигателя назад; и его поперечное расположение; и материал корпуса - стек­лопластик.

Автомобиль-такси в сравнении с обычным серийным автомобилем «Волга», который использовался в качестве такси в те годы, показал удобство посадки пассажира и загрузки багажа, удобство работы водителя, удобство обслуживания, заметность автомобиля на улице, его ком­пактность и маневренность в городе. Несмотря на то, что специализированный автомобиль-такси показал себя бо­лее пригодным и экономичным ему, как и многим другим прогрессивным проектам того времени, так и не суждено было реализоваться в промышленности в условиях пла­нового социалистического хозяйствования.

Дизайн-программы

Во второй половине 1970-х гг. во ВНИИТЭ была выполнена пионерная работа по созданию фирменного стиля "Союзэлектроприбор" (Д. Азрикан и Д. Щелкунов) и приведению к эстетическому однообразию всей про­дукции этого объединения, включавшего более 30 пред­приятий, научно-исследовательских и конструкторских организаций. В 1975 г. "Союз электроприбор выпускал более 1200 наименований продукции. Приведение к един­ству такой массы изделий было колоссальной задачей, над решением которой нужно было трудиться большому коллективу не один год. Как показали предварительные расчеты, число типоразмеров измерительных приборов после внедрения программы "фирменного стиля" должно было сократиться почти в два раза, число исходных размерных величин - почти в десять раз, число типов установочных элементов - с 200 до 52, количество кон­структивных типов оболочек - почти в 10 раз и т.д. Вместо индивидуальных решений лицевых панелей пред­полагалась унифицированная система на базе единых принципов, что упростило бы работу операторов, сокра­тило время их обучения и число всевозможных ошибок.

Если в западных странах ос­новные силы дизайнеров ра­ботали над предметами быта, то "государственный дизайн" в СССР обратил свое главное внимание на сферу труда, об­щественного быта - обще­ственное питание, транспорт, образование и воспитание, здравоохранение. Это соот­ветствовало социальным осо­бенностям и идейно-полити­ческим основам советской си­стемы.

Советский дизайн 60-70-х не имел четкого стилистического направления, стараясь внеш­не держаться на "современ­ном уровне".

Развитие советского дизайна шло путем приказных мероп­риятий, спускаемых сверху. Внедрение новых методов ху­дожественного конструирова­ния, снятие устаревших образ­цов и постановка на производ­ство улучшенных моделей оп­ределялось не спросом на рынке, не анализом продаж и требованием покупателей, а путем насильственного вне­дрения, которому предприя­тия всячески сопротивлялись. В этом и состояло главное от­личие социалистического ди­зайна от мирового. Между тем развитие мирового дизайна показало, что он, действи­тельно, играет общекультур­ную роль, помогает воспиты­вать вкус, в ряде случаев об­легчает трудовые процессы и способствует повышению производительности труда. Он, несомненно, ведет к гумани­зации, очеловечиваниютехни-ки, приведению ее к тем нор­мам гармонии, красоты, про­порциональности, которые были выработаны человече­ством веками истории культу­ры и генетически закреплены.

 

Вскоре этой инициативе был придан почти общего­сударственный масшта. На Всесоюзном се­минаре "Комплексные художественно-конструкторские программы" (1977) был сделан принципиально важный доклад заведующим отделом машиностроения ВНИИТЭ Л.Кузмичевым "Дизайн-программы в промышленности: проблемы и перспективы".

Новое понятие «дизайн-программа» - это метод, который включал в себя, помимо проектирования изде­лий, и управление проектной деятельностью, направлен­ный на постановку проблем и целей значительного соци­ально-культурного масштаба и сложности, реализация которых связана с длительными сроками, большими зат­ратами, межведомственной кооперацией и ориентирован­ной в конечном счёте на формирование крупных много­предметных комплексов, целостных с точки зрения их социально-культурного функционирования [11, С. 99].

Идея «дизайн-программирования» весьма напористо пропагандировалась в стенах государственного института - центра дизайна. Эта ситуация имела значение для внутрипрофессиональной атмосферы, для определения приоритетов и ценностей профессии, для формулировки

К началу 1965 г. отдел транс­порта ВНИИТЭ предложил прин­ципиально новый автомобиль-такси с "вагонной" компонов­кой пассажирского салона. Простой и современной фор­мы автомобиль был очень за­метен и легко узнаваемым в потоке городского транспорта благодаря своей яркой окрас­ке. Машина имела широкий дверной проем и просторный пассажирский салон, позво­ляющий перевезти крупнога­баритную вещь. В салоне -3-х местный диван и одно откидное сидение. Место во­дителя отделено от пассажир­ского салона прозрачной пе­регородкой и ему не мешают разговоры пассажиров или сквозняк при открывании две­рей. В перегородке перего­ворное устройство и касса. Аналоги подобных автомоби­лей-такси на западе появи­лись лишь спустя несколько лет

lektsia.com

Дизайн - это... Что такое Дизайн?

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

художественное проектирование промышленных изделий, учитывающее форму, материал и назначение предмета. Деятельность дизайнера направлена на создание органичной человеку предметно-пространственной среды. Современный дизайн является областью, где объединяются новейшие достижения науки, техники, гуманитарных знаний и художественно-эстетическая сфера; используются данные эргономики (науки, изучающей психофизиологические и функциональные особенности человека), экономики, экологии. Дизайнер руководствуется принципом функциональности форм, использует современные материалы и технологии, учитывает тенденции моды.

Г. Гимар. Вход в метро. 1900 г. Париж

  Область применения дизайна охватывает все виды человеческой жизни и деятельности: орудия труда и механизмы, предметы быта (посуда, бытовые приборы, аудио– и видеоаппаратура, мебель), одежду, книги и рекламную продукцию, оформление жизненного пространства человека – жилых интерьеров и садово-парковых зон (ландшафтный дизайн). Современные технологии вызвали к жизни компьютерный дизайн. Подобно произведениям «высокой моды», в художественном проектировании создаются уникальные авторские произведения «дизайна как искусства» (арт-дизайн).

Л. С. Попова. Эскизы платья. 1923–24 гг. Государственная Третьяковская галерея. Москва

  Появление дизайна в кон. 19 в. связано с промышленной революцией, развитием массового производства. Его истоки – в практике английского «Движения искусств и ремёсел», связанного с именем У. Морриса. В нач. 20 в. возникают фирменные стили немецкой электротехнической компании «АЕГ» и американской «Форд моторс». Первые крупные дизайнерские школы – Вхутемас в России и германский «Баухауз». Для отечественного дизайна важен был опыт «производственного искусства» 1920—х гг.; на европейский дизайн первой пол. 20 в. большое влияние оказали теоретические разработки и практика функционализма. В сфере дизайна работали крупные архитекторы – Ф. Л. Райт; один из основоположников дизайна, создатель «фирменного стиля» компании «АЕГ» Петер Беренс; основатель «Баухауза» Вальтер Гропиус и др. Экономический кризис 1929 г. привёл к появлению в Америке «индустрии дизайна». Благодаря новым материалам и технологиям появляются обтекаемые формы промышленных изделий. После Второй мировой войны лидером в области дизайна стала Италия, где склонность к авангардным формам сочеталась с классическими культурными традициями. В мебельной промышленности, благодаря новым методам обработки пластмасс, возникают образцы яркой пластиковой мебели. Получает развитие идея фирменного стиля; крупные предприятия («Фиат», «Оливетти») сотрудничают с известными мастерами. Немецкие дизайнеры вновь обращаются к опыту функционализма, «Баухауза». Функциональность сочетается с эстетической простотой изделий (стиль фирмы «Браун»). В жилой среде используются новейшие материалы, сборные элементы, промышленное оборудование (направление «хайтек»).

Ч. Макинтош. Стул. 1896—97 гг.

  В СССР в 1962 г. был организован ВНИИТЭ (Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики). На предприятиях создавались художественные лаборатории, открывались кафедры художественного конструирования в вузах. 1970-е гг. – время создания концептуальных проектов, решавших проблему синтеза предметной среды и архитектуры. В кон. 20 – нач. 21 в. в связи с распространением компьютерных технологий получил развитие веб-дизайн – проектирование и оформление виртуальных страниц сайтов в Интернете, включающее элементы анимации. Широко востребованы также дизайн интерьеров жилых и общественных зданий, ландшафтный дизайн. Дизайнеров готовят ведущие художественные и строительные вузы; создаются специализированные студии и бюро и авторские школы дизайна.

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

dic.academic.ru

Современный дизайн интерьера, квартиры, дома, спальни, кухни, ландшафта, архитектуры, декора, предметов, фото, своими руками

Как выбрать шкаф-купе в комнату? Как выбрать шкаф-купе в комнату? При выборе шкафа необходимо уделить должное  внимание внутреннему пространству.  Вы можете осуществить  заказ или приобрести шкаф обычной  комплектации.  Перед тем, как обустроить любое помещение, заранее необходимо рассчитать площадь комнаты.Подробней Топ 5 популярных типов диванов для гостиной Диван занимает в гостиной одно из главных мест, обеспечивает комфорт отдыху, чтению, семейным посиделкам, задает общее настроение комнате. Еще недавно диваны имели стандартные формы, отличались лишь декором обивки. Сегодня мебельный рынок уверенно отходит от стереотипов, угождая покупателям в поиске эксклюзивности. Современная мебельная мода позволяет выделить топ 5 популярных типов диванов для гостиной комнаты. Перед изучением...Подробней Утепление фасадов пенопластом Утепление пенопластом — это оклейка стен дома данным материалом, с целью предотвращения проникновения холодного воздуха снаружи и сохранения тёплого внутри в отопительный сезон. Тем самым снижаются затраты на отопление, а в доме создаются комфортные условия для проживания. Пенопласт объединяет в себе целый класс газонаполненных материалов из полимеров. Это гранулы стиролов, вспененные при определённых температурах, в результате чего их объём увеличивается в 40-50 раз за счёт заполнения пор воздухом....Подробней Идеи для дизайна интерьера Идеи для дизайна интерьера Дом — это лицо его владельца, и если человек трепетно относится к своему внешнему виду, то экстерьер и интерьер места, где он живет, должен быть ничем не хуже. Все начинается с выбора стиля, как и в случае с покупкой нового гардероба. Создать по-настоящему райское место можно только тогда, когда человек определился...Подробней Секреты обустройства небольшой ванной комнаты Не многие жители даже крупных городов могут похвастаться большой квартирой, где получилось бы воплотить все существующие идеи в жизнь. Однако и из маленького помещения, такого как ванная комната, при желании возможно сделать «конфетку». Существуют практичные и оригинальные решения, которые помогут создать действительно уютную обстановку в этом уголке квартиры. Главной задачей перед хозяевами небольших ванных комнат...Подробней Как обустроить гостиную по Фен Шуй: выбираем правильную мебель Гостиная – место, в котором собираются самые близкие люди, чтобы поделиться радостями и горестями. Именно в этой части квартиры можно принять гостей, отдохнуть, провести досуг всей семьей. В комнате должно быть не просто комфортно, мелкие детали создают в ней особый уют и наполняют пустое помещение жизнью. Важный элемент при наполнении гостиной – правильно подобранная мебель....Подробней Выбор люстры — заключительный этап оформления интерьерa Выбор люстры — заключительный аккорд ремонта и полного обновления квартиры, от которого зависит настроение каждого ее обитателя. Все осветительные приборы, такие как люстры, потолочные светильники, торшеры или бра, необходимо подбирать в соответствии с размером комнаты и высотой потолка, цветом и фактурой покрытий стен, потолка, пола, стилем интерьера, элементов декора и мебели. Роскошное изделие в стиле...Подробней Работы студии - проект Ресторана на 12 станции Большого Фонтана, Одесса Архитектура / Наша студия дизайна Приводим наши работы по проектированию Ресторан на 12 станции Большого Фонтана, Одесса  Подробней Журнальный столик Журнальный столик именно тот атрибут, который уместен в любом помещении: и в небольшой городской квартирке, и в большом загородном доме, и в офисе. В прихожей, гостиной, кабинете, в спальне и в столовой журнальный столик чувствует себя комфортно.Подробней Дизайн интерьера квартиры 100 м2 - минимализм Болгарский дизайнер из студии Bozhinovski Design выполнил современный дизайн интерьера небольшой двухэтажной квартиры 110 м² для владельца, желавшего получить холодный минималистский интерьер без тёплых тонов и материалов.Подробней Дизайн-проект интерьера - экономит деньги! Дизайн-проект – это документ из 50-150 страниц А3 формата. Каждая страница детально прорабатывается исходя из размеров вашего помещения. Идеи и размеры помещений согласовываются с заказчиком, все это описывает дизайн-проект интерьера.Подробней Как обустроить детскую комнату малыша? Как обустроить детскую комнату малыша? Помните, когда ребенок маленький от 0 до 4 лет, ему неважно , спит он в кровати – домике или обычной кровати. Поэтому для такого возраста главный критерий выбора детской мебели – комфорт, удобство, безопасность.Подробней

ie-design.info

ДИЗАЙН - это... Что такое ДИЗАЙН?

  • Дизайн —         (от англ, design проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок), термин, обозначающий разновидность художественно проектной деятельности, охватывающей создание промышленных изделий и рациональное формирование целостной… …   Художественная энциклопедия

  • Дизайн — (англ. design проект, чертеж, проектирование) «Вид проектной междисциплинарной художественно технической деятельности по формированию предметной среды. Особенность дизайнерской деятельности заключается в специфически эстетическом способе… …   Энциклопедия культурологии

  • Дизайн — Дизайн: игровая площадка для детей 6 10 лет; дизайнер Джеймс Туми, Такома, штат Вашингтон, 1987. ДИЗАЙН (от английского design замысел, проект, чертеж, рисунок), вид художественной деятельности, проектирование промышленных изделий, обладающих… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • дизайн — проектирование Словарь русских синонимов. дизайн сущ., кол во синонимов: 14 • автодизайн (1) • …   Словарь синонимов

  • ДИЗАЙН — [англ. design проектировать, конструировать] художественное конструирование предметов, изделий; создание эстетического облика среды. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. дизайн (англ. design проектировать, конструировать) художественное… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ДИЗАЙН — (от англ. design замысел проект, чертеж, рисунок), термин, обозначающий различные виды проектировочной деятельности, имеющей целью формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды. В узком смысле дизайн художественное… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ДИЗАЙН — (англ. design) художественное проектирование промышленных изделий, предметной среды. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 …   Экономический словарь

  • ДИЗАЙН — ДИЗАЙН, а, муж. Конструирование вещей, машин, интерьеров, основанное на принципах сочетания удобства, экономичности и красоты. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • ДИЗАЙН — (от англ. design проектировать) англ. design; нем. Desing. 1. Вид деятельности по проектированию предметного мира; разработка образцов рационального построения предметной среды, соответствующих сложному функционированию современного общества. 2.… …   Энциклопедия социологии

  • Дизайн — англ.Design проектировать художественное конструирование предметного мира; разработка образцов рационального построения предметной среды. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • Дизайн — Зарисовка разгонного двигателя парового локомотива. Дизайнер решает задачу унификации научных и инженерных результатов (см. промышленный дизайн) Дизайн (англ.  …   Википедия

  • aesthetics.academic.ru

    Дизайн

    возник в начале 20 в. как реакция на стихийное формирование визуальных и функциональных свойств предметной среды. Дизайн разрабатывает образцы её рационального построения, соответствующие сложному функционированию современного общества. Иногда под Дизайн понимают лишь одну из его областей — проектирование эстетических свойств промышленных изделий. Дизайн, однако, решает более широкие социально-технические проблемы — функционирования производства, потребления, существования людей в предметной среде. Дизайн находится в особом отношении ко всем традиционным видам проектирования, разрешая затруднения, которые связаны с внедрением в жизнь конкретных людей и общества в целом новых предметных организаций, создающих неравновесную ситуацию в предметном мире.

      Слово «Дизайн» применяется также для обозначения результата проектной деятельности (например, в таких словосочетаниях, как «Дизайн вещи», «Дизайн автомобиля»), причём в данном употреблении оно не всегда связывается с современной практикой и порой означает морфологию предметного мира, создаваемого человеком на разных стадиях развития общества. В этом смысле говорят о первобытном Дизайн, о Дизайн 18 в. и т.п.

      Для обозначения дизайнерской деятельности в разных её аспектах и проявлениях в различных языках, наряду с термином «Дизайн», существуют и др.: «художественное конструирование» (в русском), «Formgebung» и «Formgestaltung» (в немецком), «wzornictwo przemysłowe» (в польском) и т.д. Но в 1959 на первой генеральной ассамблее ИКСИД (ICSID, International Council of Societies of Industrial Design, Международный совет организаций индустриального Дизайн), членом которого является и СССР, в качестве основного международного термина был всё же принят термин «industrial design» (в профессиональном сокращении — «design»), как наиболее ёмкий по своей смысловой структуре.

      В СССР дизайнерская деятельность осуществляется в системе организаций, состоящей из специальных художественно-конструкторских бюро. Научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими центрами являются Всесоюзный НИИ технической эстетики и его филиалы, а также экспериментальная студия при Союзе художников СССР. Они осуществляют методическое руководство, разрабатывают перспективные модели, методы прогнозирования, устанавливают критерии качества промышленных изделий, изучают теорию и историю Дизайн Вопросы Дизайн систематически освещаются в журнале «Декоративное искусство СССР» и бюллетене «Техническая эстетика». Очерк истории Дизайн см. в ст. Художественное конструирование.

     

      Лит.: Кантор К. М., Красота и польза, [М., 1967]; Глазычев В. Л., О дизайне, М., 1970; серия «Проблемы материально-художественной культуры», М., 1970—71.

      А. С. Москаева, Е. П. Зенкевич.

     

    Статья про слово "Дизайн" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 4057 раз

    Интересное

    bse.sci-lib.com


     
    .