Детская комната для девочки в хрущевке дизайн: 55 реальных фото и гид по дизайну
Содержание
55 реальных фото и гид по дизайну
Особенности дизайна
Какие правила стоит учитывать при ремонте детской комнаты в хрущевке:
- Основные принципы – безопасность, практичность, простота.
- Для каждого вида деятельности (сон, учеба, игры) выделяется своё место.
- Предметы мебели выбираются практичные, выполняющие сразу несколько полезных функций.
Планировка
Чем меньше площадь квартиры, тем больше дизайнерских приемов нужно использовать, чтобы уместить всё необходимое.
В однокомнатной квартире детская зона и место для родителей соединяются в одном помещении 16–20 кв м. Ребенку отводится зона у окна, где ставится кровать-чердак: хорошо, если конструкция будет оснащена письменным столом или шкафом. В родительской половине остается место для раскладного дивана и кабинета.
На фото планировка комнаты 18 кв в хрущевке, где детская зона отгорожена от взрослой плотными шторами.
В двухкомнатной хрущевке комната ребенка занимает от 9 до 14 кв. Обычно родители отдают детям меньшее помещение, поскольку мебель и вещи взрослых требуют больше пространства. В детской комнате оформляется место для сна, учебы, устанавливается шкаф. Оставшаяся площадь отводится под игры. Если детей двое, обязательным приобретением становится двухъярусная кровать.
3х-комнатная хрущевка позволяет выделить по детской для каждого ребенка. Обычно площадь помещений варьируется от 10 до 14 кв.
Варианты зонирования
Маленькую детскую не следует разделять громоздкими шкафами или глухими перегородками, дабы не лишить помещение естественного света. Но каждая функциональная зона должна быть отделена: это поможет ребенку чувствовать себе уютней и спокойней. Рабочую или спальную зону можно вынести на специальный подиум: он не должен быть высоким, так как хрущевки отличаются низкими потолками.
Ещё один способ зонировать детскую – использовать разные цвета или фактуры. Маленькая комната в хрущевке обычно имеет узкую форму и напоминает вагончик. Покрасив её половины в контрастные цвета, можно без особых затрат разделить помещение на два квадрата. Одну часть стоит отвести для учебы и хранения вещей, а вторую – для отдыха. С той же функцией частично справляется и ковер, постеленный на пол в одной зоне.
На фото подиум в детской, визуально отделяющий место для учебы от остального пространства.
В качестве разделителя в детской-гостиной нередко используются стеллажи с открытыми полками, которые также выступают библиотекой. При желании спальная зона отделяется пологом, шторой или ширмой: с их помощью ребенок без усилий может создать себе уютное пространство. Если детей двое, зонирование позволит выделить каждому свой личный угол.
Ремонт и отделка
Небольшие хрущевки дизайнеры советуют оформлять в светлых тонах. Белые, кремовые, голубые, приглушенные желтые и розовые оттенки зрительно расширяют пространство детской. Клеить обои с навязчивыми принтами психологи не рекомендуют; ярким акцентам лучше всего отвести одну стену.
Для пола используется только качественный нескользящий линолеум, ламинат или паркет, за которыми легко ухаживать. Низкий потолок хрущевки рекомендуется побелить или покрасить, так как натяжное полотно или многоуровневая конструкция «съедят» ценные сантиметры. Все материалы, используемые для детской, должны иметь сертификат безопасности.
Как обустроить комнату?
Даже в тесной, на первый взгляд, детской в хрущевке можно разместить всё необходимое для жизни и развития ребенка.
В первую очередь продумывается расположение спального места. Дети чувствуют себя уютней, если кровать поставлена у стены. Рабочее место для школьника обустраивается возле окна, то есть там, где больше естественного света. Стол и стул должны быть максимально удобными. Идеально, когда изделия можно регулировать под рост ребенка: помимо удобства, это ещё и экономия бюджета.
Далее продумывается система хранения. Стоит задействовать места под потолком для вещей, которые используются редко: купить шкаф с антресолями, создать искусственную нишу из навесных полок или шкафчиков для книг и игрушек. Также рекомендуется выбирать кровать с нижними выдвижными ящиками для белья. Если детская комната в хрущевке оснащена кладовой, её можно превратить в гардеробную.
На фото детская комната в хрущевке с продуманной до мелочей системой хранения.
Освещение
В качестве общего света обычно используется люстра, но её можно заменить на точечные споты. Обязательным является освещение рабочего стола: для этого покупается лампа, у которой регулируется наклон и количество света. В качестве декоративной подсветки в детской часто применяются гирлянды, настенные светильники, а также ночники.
Примеры детских для мальчиков
При ремонте комнаты стоит учитывать интересы и увлечения ребенка, а также его любимые цвета. Для стен и мебели чаще всего используются светло-серые, голубые, белые и зеленые оттенки, а также яркие элементы в виде текстиля (подушек, ковриков, штор). Дизайнеры рекомендуют придерживаться одного стиля, чтобы интерьер выглядел целостно. Уместны современный, скандинавский и морской стиль, а также лофт.
На фото детская комната в хрущевке для новорожденного мальчика в бело-салатовом цвете.
Даже в небольшой детской комнате в хрущевке следует выделить уголок для занятий спортом или активных игр с друзьями. Подойдет компактная шведская стенка с подвесной грушей, а также турник или дартс, которые не займут много места.
На фото спальня и рабочее место для мальчика. Интерьер выдержан в стиле лофт с поправкой на возраст ребенка.
Оформление детской для девочек
При обустройстве комнаты в хрущевке для дочки, родители чаще всего выбирают нежные оттенки: кремовый, сливочный, бежевый и розовый. Но чем старше становится девочка, тем больше проявляется её индивидуальность, поэтому следует учитывать предпочтения дочери и оформлять интерьер в её любимых цветах.
На фото нежная детская для новорожденной малышки, выдержанная в белых и светло-зелных тонах.
Универсальный вариант – выкрасить стены в нейтральный белый и подобрать цветные аксессуары: занавески, подушки, покрывала. При оформлении интерьера для школьницы подойдет скандинавский, классический и современный стиль, а также прованс и фьюжн.
Возрастные особенности
Обстановка детской в хрущевке зависит не только от пола ребенка, но и его возраста. То, что годится для малыша – не подходит школьнику, и наоборот: «взрослый» интерьер скучен и опасен для ребенка, который ещё только учится ходить.
Дизайн комнаты в хрущевке для подростка
Подростковый возраст начинается с 10 лет и заканчивается около 19. Размеры мебели приближаются ко взрослым, игровая зона вытесняется и уделяется больше внимания месту для учебы с компьютерным столом.
На фото комната в хрущевке для подростка. Римские шторы выглядят лаконично и не мешают столу, поставленному возле окна.
Многих родителей беспокоит, что их подросший ребенок не любит поддерживать порядок. Для решения этой проблемы следует приобрести закрытые системы хранения, избавиться от лишней одежды и декора, а также оформить помещение в нейтральных тонах, избегая фактурных покрытий, где скапливается много пыли.
Детская в хрущевке для дошкольников
Этот возраст отличается активным познанием мира. Мебель не должна иметь острых углов, а материалы для отделки выбираются максимально натуральные. В игровой зоне можно обустроить домик или шалаш, стену покрыть грифельной краской, на пол постелить мягкий коврик, а полки сделать достаточно длинными, чтобы расставить книги обложками вверх.
На фото комната в хрущевке для дошкольника с диванчиком и местом для хранения под подоконником.
Детская комната для двоих детей
Главное в обустройстве помещения для двоих – зонирование. Каждый ребенок, независимо от возраста, должен иметь своё личное пространство.
Детская в хрущевке для разнополых детей
Наилучший вариант для комфортного размещения брата и сестры – покупка двухъярусной кровати. Такая конструкция освобождает место для шкафчиков и письменных столов и не требует дополнительного зонирования. Разделить комнату можно цветом, стеллажами или шторами.
На фото детская комната в хрущевке для мальчика и девочки.
Дизайн детской для двух мальчишек
Гораздо проще обустроить детскую для братьев: ребята нередко имеют общие интересы и играют вместе. Но во избежание разногласий об оформлении интерьера следует договариваться заранее – одним детям нравится иметь одинаковую мебель и вещи, а у других более выражена индивидуальность.
На фото детская комната в хрущевке с двухъярусной кроватью для двоих мальчиков.
Примеры комнаты в хрущевке для 2-х девочек
Наиболее рационально использовать пространство позволяет объединение зон для сна, игр или работы, но сестры также должны иметь индивидуальные места для хранения личных вещей и учебных принадлежностей.
Фотогалерея
Благодаря грамотно спланированному дизайну даже в малогабаритной квартире можно создать уютный и функциональный уголок для ребенка, а идеи обустройства детской в хрущевке можно почерпнуть из фотографий реальных интерьеров.
варианты дизайна после ремонта, фотографии интерьера
Создать многофункциональную комнату на нескольких квадратных метрах не так уж и просто. Задача усложняется, если в ней живет ребенок. Ведь ему требуется не только спальное место, но и место для игр и учебы. Для того чтобы детская в хрущевке отвечала всем требованиям растущего малыша, потребуется грамотное зонирование, современная мебель и правильное цветовое решение комнаты.
Разработка дизайна маленького помещения потребует немалых усилий, зато итогом работы станет комфортная, безопасная и уютная комната для вашего ребенка
Особенности оформления дизайна детской комнаты в хрущевке
Содержание
- Особенности оформления дизайна детской комнаты в хрущевке
- Варианты зонирования в детской комнате
- Спальное место
- Игровая зона
- Учебная зона
- Цветовая палитра для детской в хрущевке
- Стилистические направления в детскую
- Современный стиль
- Классический
- И другие…
- Выбор мебели для детской
- Правильная расстановка в небольшой комнате
- Методы декорирования комнаты для детей
- Видео: Примеры оформления маленьких детских комнат
- Фотографии интересных идей дизайна детской комнаты в хрущевке
Взрослые обычно разделяют свои сферы деятельности: на работе они работают, в кафе и на природе они отдыхают, на кухне готовят и т. д. Ребенок же большую часть времени проводит в своей комнате, здесь он и учится, и отдыхает, и играет, и принимает гостей. Поэтому основной особенностью «детской» становится ее многофункциональность.
Лишние аксессуары и игрушки захламляют пространство, поэтому важно оснастить детскую достаточным количеством выдвижных ящиков и закрытых полочек
Профессионалы рекомендуют соблюдать определенные правила при планировании дизайна детской в хрущевке:
- Минимализм в мебели и украшениях. Лишние предметы интерьера будут только мешать, можно использовать скрытые места для хранения. Украшений в комнате также должно быть минимальное количество, со временем все равно появятся памятные фото в рамках, милые игрушки, шкатулки, подарки от друзей и т. д.
- Детская не должна быть проходной комнатой.
- Комната в хрущевке имеет небольшие размеры, обычно это около 8 м² и низкие потолки, поэтому никаких темных тонов и оттенков.
- Детскую для двоих в хрущевке зонируют не только с помощью мебели, но и разными обоями – одна стена розового (бежевого, желтого, песочного и т. д.) оттенка, другая – голубая (цвета морской волны, мятная, серо-стальная и т. д.).
- Максимальное освещение должно приходиться на рабочую зону, навесные светильники с мягким, рассеивающимся светом располагают в спальной зоне.
Пока ребенок маленький, ему обустраивают большую игровую зону. Но по мере взросления ее постепенно вытесняет зона рабочая: сначала письменный стол с навесными полками. Затем добавляют стеллажи, шкафчики и полки под новые учебники и книги.
Варианты зонирования в детской комнате
Детская комната в хрущевке зонируется только с помощью правильной расстановки мебели. Профессиональные дизайнеры остерегают родителей от наполнения помещения ширмами и перегородками. Установка таких разделителей оправдана только в комнате для двоих разнополых и/или разновозрастных детей. Если ребенок живет один, то дополнительные предметы только будут мешать.
Главное в зонировании комнаты – расставить мебель вдоль стен, чтобы максимально освободить пространство
Спальное место
Оборудовать место для сна и отдыха можно в самом темном уголке комнаты, много солнечного света здесь будет излишним. Хорошим спальным местом станет кровать под потолком с игровым пространством под нею. Со временем ее заменяют на небольшой диван или кресло с журнальным столиком для приема гостей.
Пока ребенок маленький, под высокой кроватью будет достаточно места для игровой зоны
Если же кровать имеет обычную форму и устанавливается на пол, то хорошим вариантом станет расположения под ней мест для хранения.
Конструкция и внешний вид детской кровати подбирается в соответствии с общим дизайном комнаты
Не стоит вешать над кроватью множество шкафчиков. Небольшое количество полок можно расположить в углу, они не будут мешать ребенку и станут дополнительным местом для хранения книг.
Игровая зона
Для малыша игровая зона в комнате должна стать основной, после спальной, но занимать при этом гораздо больше места. Разместить в хрущевке полноценный спортивный уголок не получится, но места для «шведской стенки» должно хватить. Он обязательно понравится активному мальчишке.
Компактная модель шведской стенки закрепится на стене и не займет много места
Девочка на месте игровой зоне захочет расположить всех своих кукол (для этого ставят открытый стеллаж), кукольный домик (он всегда занимает много места и именно поэтому игровая зона должна быть большой) или маленький чайный столик со стульчиками.
Игровой уголок в комнате маленькой девочки, мечтающей готовить также вкусно, как делает это её мама
Учебная зона
По мере взросления ребенка игровая зона постепенно сокращается и уступает место рабочей. Устанавливается стол для учебы, вешаются полки для книг и учебников, тумбы для тетрадей и канцтоваров тоже занимают место.
Учитывая небольшие габариты комнаты в хрущевке, письменный стол не должен быть слишком большим
Учебная зона обязательно должна хорошо освещаться. Самое оптимальное местоположения – у окна.
Цветовая палитра для детской в хрущевке
Неважно, какого цвета будет комната, главное правило – никаких темных оттенков. Цвет – это то, что можно выбирать совместно с ребенком. Существующие стереотипы предлагают оформить детскую комнату в хрущевке как на фото: для мальчиков голубой цвет и его оттенки, для девочек розовый в различных вариациях, разнополым детям предлагают всю палитру бежевого и серого. И это не так уж и плохо. Но для того чтобы комната приобрела больше индивидуальности можно добавить яркие или напротив белые акценты.
Светлые стены, белый потолок – всё это способствует зрительному расширению пространства
Разнообразить однотонный интерьер можно с помощью ярких акцентов в текстиле или декорациях
В последние годы приобрели популярность сказочные рисунки на стенах. Если же в семье нет художника, то делая ремонт в детской в хрущевке, можно приобрести готовые фотообои или сделать их на заказ.
Стилистические направления в детскую
- современный;
- классический;
- тематический.
При принятии решения о создании интерьера на какую-то определенную тему, обсуждать данный вопрос лучше всего совместно с ребенком. Конечно, если он достаточно большой для этого.
Современный стиль
Детская в современном стиле не имеет ярко выраженных критериев. Это может быть и лофт (для подростка), и хай-тек, и более практичный минимализм. Но определенные правила все-таки существуют:
- Мебель подбирается по параметрам практичности.
- Обои гармонируют с напольным покрытием и составляют единый образ.
- Шторы практичные – «римские», «рулонные», не длинные портьеры.
- При невзрачном однотонном оформлении комнаты ее дополняют яркими аксессуарами.
Мальчикам акцент делают на необычную кровать, девочкам на большие куклы (игрушки). При планировании интерьера детской на двоих в маленькой хрущевке дополнением может стать большая меловая доска, столик для поделок, большая карта мира и т. д.
Минималистический интерьер детской комнаты не будет выглядеть скучно, если разбавить его яркими и интересными элементами
Акцентную стену комнаты лофтной стилистики принято оформлять обоями под кирпич
Классический
Комната в классическом стиле не только сочетает практичность и удобство с красотой. Никакой помпезной роскоши, металла или пластика. Строгая классика предполагает:
- Натуральные материалы, в основном дерево.
- Обои флизелиновые или под покраску. Подойдут и бумажные в цветочек, или с другим мелким рисунком.
- Шторы обязательно с тюлем, или римские.
- Аксессуарами станут мягкие валики, игрушки, маленькие подушки, рисунки ребенка на стене, картинки в рамках.
В девичью комнату над кроватью вешают балдахин. Он послужит дополнительным зонированием комнаты. Мальчику больше понравятся разнообразные масштабные игрушки, например железная или автомобильная дорога.
Романтический интерьер детской комнаты для юной представительницы слабого пола
В меру серьезная атмосфера детской комнаты для будущего мужчины
И другие…
Существует еще множество самых разнообразных решений для детской. В основном это тематическое оформление:
- в морском стиле;
- в сказочном;
- дремучий лес;
- светлая ягодная поляна;
- различные вариации стиля кантри;
- лаконичный скандинавский и проч.
Комната в морском стиле для мальчика младшего школьного возраста
Романтический интерьер комнаты для девочки, в котором деревенская простота соединилась с элементами шебби-шика
Сказочный интерьер детской комнаты с мебелью из натурального дерева
Оформляя детскую, в каком-либо определенном характерном дизайне, нужно помнить, что малыш растет, и через несколько лет принцессы и герои комиксов станут не актуальны. Все придется переделывать.
Светлая детская комната небольшого размера, оформленная в скандинавском стиле
Комната в стиле современного модерна для девочки школьного возраста
Выбор мебели для детской
О том, что мебель для ребенка должна быть обязательно безопасной, хорошо закрепленной и по возможности из натуральных материалов знают все. Но при покупке необходимо учесть еще несколько рекомендаций:
- Купить полноценный детский гарнитур и установить его в хрущевке не всегда возможно. Приобретать стоит либо в неполной комплектации, либо маленькие вариации. Но обязательно с учетом планировки комнаты. В хрущевках детская обычно прямоугольная и узкая.
- Заранее распределить обстановку и спланировать что и где будет стоять.
- Вся мебель должна быть заменяема, это пригодится, когда ребенок начнет вырастать.
Цветовую гамму лучше выбирать вместе с ребенком, но придерживаться светлых тонов.
Для совсем маленькой комнаты оптимальным решением будет мебель-трансформер. Например, откидная кровать, которая в ночное время превращается в комфортное спальное место…
…а днем максимально освобождает пространство дли игр или развлечений
Правильная расстановка в небольшой комнате
Небольшие размеры комнаты не предполагают разнообразие при расстановке мебели. В основном вдоль стены по всему периметру. Гораздо сложнее спланировать интерьер детской на двоих в маленькой хрущевке. Здесь пригодится вся фантазия родителей, и соблюдение некоторых правил:
- Шкаф выбирают большой и вместительный – у каждого ребенка должны быть отдельные полки. Он займет много места, поэтому его устанавливают недалеко от входа.
- Бескаркасные кресла идеально подойдут в детскую, их можно переносить в любое место, чтобы не мешались.
- Если для зонирования используется перегородка, то лучше, если это будет книжная полка.
Встроенная мебель решает многие проблемы в ограниченном пространстве. - Стол-подоконник и двухъярусная кровать значительно сэкономят место.
Расположение мебели, при котором рабочая зона возле окна, рядом спальная, шкаф возле двери, позволит оставить больше места для игровой или спортивной зоны.
Вместительный шкаф-купе поможет сэкономить пространство маленькой комнаты, а зеркала на его дверцах создадут иллюзию широкой комнаты
Методы декорирования комнаты для детей
Основной принцип декора детской – взаимозаменяемость всех предметов интерьера. Дети растут быстро и плюшевые игрушки, которые в избытке дарились малышу, уже будут не интересны школьнику или подростку. Значит необходимо менять игрушки на диванные подушки, коробки с машинками на стильные цветные бескаркасные кресла, шторы с героями мультиков на стильные однотонные портьеры и т. д. Легче всего преобразить комнату, заменив в ней текстиль. Дополнительно приобретают новую люстру и бра.
Для основного освещения лучше использовать встроенные светильники с регулируемой яркостью
Декоративные элементы подбирают с учетом возраста ребенка и его увлечений
Дополнительные приемы декорирования:
- различные тематические постеры и стикеры;
- фотообои или ручная роспись стен;
- установка грифельной, маркерной или магнитной доски, грифельное покрытие отдельных элементов мебели или части стен;
- декор потолка (звездное или облачное небо и т. д.).
Натяжной потолок позволят реализовать практически любые дизайнерские задумки
Украшая комнату ребенка различными элементами необходимо соблюдать единственное условие – они должны легко заменяться на другие.
Видео: Примеры оформления маленьких детских комнат
Фотографии интересных идей дизайна детской комнаты в хрущевке
Перед тем как создать свой неповторимый дизайн, можно посмотреть реальные фото детской в хрущевке:
Жизнь в киевской хрущевке: советская архитектура в Украине | Искусство и культура
Киев, Украина – Площадь и простота. Красный кирпич. Пять лестничных пролетов. Нет лифта. Ветки и сухие листья лезут по фасадам, между балконами. Строения тусклые, унылые, унылые, ветхие. Они все выглядят одинаково.
Основная часть жилого фонда украинской столицы относится ко временам советских лидеров Иосифа Сталина, Никиты Хрущева и Леонида Брежнева. Эти многоквартирные дома, состоящие из десятков квартир с кухнями площадью от четырех до шести квадратных метров, тонкими кирпичными стенами, маленькими коридорами и одной-тремя комнатами, известны как хрущевки и сегодня составляют большую часть всего жилья в Киеве: 3055 зданий, в том числе 211 512 квартир.
Мрачные жилые дома воплощают логику и политику Никиты Хрущева и помогли решить жилищный кризис в СССР после Второй мировой войны. Они были созданы с одной целью: как можно быстрее дать крышу над головами как можно большему количеству людей.
В 1950-е годы, помимо начала политики «оттепели» и процесса «десталинизации», Хрущев — для удовлетворения потребностей перенаселенных городов — распорядился ликвидировать все, что считалось «лишним». Он предложил строить дешевое, малоэтажное и временное жилье для людей, которые должны были переселиться в лучшие места, как только будет достигнут «настоящий коммунизм».
Однако жизнь сложилась иначе, и люди продолжали жить там годами. Мы встречаем одну такую семью, Вишняки.
Николай и Тамара
Николай и Тамара научились жить скромно, с полусогнутыми ногами у изножья кухонного стола, на котором Тамара часто гладит одежду своей семьи. Оба пенсионеры, живут на четвертом этаже краснокирпичной пятиэтажки советской постройки в Дарницком районе, в 20 км от центра Киева. В их 60-метровой квартире не так много места для комфорта.
Субботнее утро. Николай с заспанными глазами и чайником в руке наливает горячую воду в кофейную чашку, а Тамара, плечом к плечу с мужем, готовит обед для пятерых живущих здесь людей: Николая, себя, дочери Анны, внука Богдана и Мать Николая Ирина.
«Я не знаю, куда ставить посуду», — говорит она. «Мы не можем пообедать здесь, на кухне, там нет места». Для семьи Вишняк трапеза на старой тележке из дерева и латуни – сидя на диване-кровати и импровизированных стульях в гостиной – стала нормой.
Жесткий советский конформизм, твердый по структуре и форме, все еще находит свое место в повседневной жизни. Пространства, на первый взгляд, разделенные и четко очерченные — двери, которые нужно закрыть, стены, чтобы разделить — изменились, слились, трансформировались. Гостиная стала спальней; балкон кровать; спальня мини квартира; кухня прачечная, окно витрина. Больше нет внутреннего и внешнего; ближний или дальний. Пространство лиминально.
Для Николая и Тамары, которые все еще вместе после 43 лет брака, их утренние заботы, прогулки и закуски после обеда – личное, доверие, соседство – часть их повседневной жизни. Все есть.
Ирина
Комната Ирины площадью 15 квадратных метров превратилась в отдельную квартиру, объединив гостиную, спальню и кухню. В ее глазах живет усталость женщины, рожденной и выросшей в суровых условиях различных коммунистических режимов.
«Он [Сталин] был диктатором, он хотел изменить наш образ мыслей, наш образ жизни», — говорит 96-летняя бабушка по прозвищу «Бабушка Ира», листая старые семейные фотографии. «Он стремился к капиллярному контролю над обществом».
Она на мгновение останавливается, чтобы посмотреть на портрет своего отца, Гавриила, фермера, которого захлестнула коллективизация сельского хозяйства, начавшаяся в конце 1920-х годов, и который был вынужден работать в колхозе. Работа также отнимала у Ирины дни между сбором огурцов и уборкой пшеницы — каждый день, без перерыва.
«Проглатывали там по 12-15 часов в сутки, под тщательным контролем партийного работника. Если бы вы сопротивлялись, вас бы посадили в тюрьму», — говорит она, вспоминая усталость, все усилия за мало еды и разочарование в середине 30-х годов, в период правления Сталина, от чисток.
Комната Ирины Вишняк площадью 15 квадратных метров превратилась в автономную квартиру, которая объединила в себе гостиную, спальню и кухню. [Erik Messori/CAPTA/Al Jazeera]Анна
Анна сидит на балконе, в своем интимном пространстве, босиком, в халате и с тушью в руке. Каждое утро 43-летняя женщина, работающая парикмахером, собирается между подушками и шерстяными одеялами, сваленными на пол, потому что одного туалета на пять человек недостаточно.
Но ей их квартиры более чем достаточно. Это неотъемлемая часть ее детства, юности и материнства. Это место она называет домом.
Она выросла в 1980-е годы, в эпоху горбачевской гласности и перестройки, когда Коммунистическая партия Советского Союза реформировала политическую систему и общество: больше прозрачности, меньше контроля, больше свободы.
«Люди стали говорить и одеваться как хотят, информация циркулировала свободно», — вспоминает Анна, глядя в окно с чашкой кофе в руках.
Но жизнь в Украине снова изменилась, когда «внешняя империя» СССР начала рушиться.
«Никто толком не понимал, что происходит, — говорит 17-летняя Анна о переходном периоде, кульминацией которого стала независимость Украины от Советского Союза в августе 1991 года. — Преступники ходили по улицам. В магазинах было пусто, на прилавках только варенье и водка».
Потребовалась Оранжевая революция после ноябрьских президентских выборов 2004 года, чтобы Анна отождествила себя с желто-синим национальным флагом. Протестуя вместе с тысячами людей на Майдане Назалежности, Анна наконец-то почувствовала себя украинкой.
«Мы мирно демонстрировали против коррумпированного правительства Виктора Януковича, против тех, кто считал Украину придатком России, и требовали новых выборов. В тот момент я почувствовала себя частью нации, страны, Украины», — говорит она. «Мы не русские. Мы украинцы. И мы другие».
Богдан
Пятнадцатилетний Богдан — лицо четвертого поколения Вишняков, проживающих в хрущевке. Каждый день, неся в руке рюкзак и смартфон, он ходит по улицам Дарницкого района, чтобы добраться до школы.
Как и его мать Анна, Богдан родился в этом районе.
Но пока Украина ведет ожесточенную войну с Россией, эта территория, столь явно советская, начинает визжать своим националистическим духом. Прошло почти пять лет с тех пор, как Донецкая и Луганская области Донбасса были незаконно аннексированы российскими войсками.
«Если бы мне было 20, я бы пошел на фронт», — говорит он, указывая на слово «защищать» и автомат Калашникова на своей черной толстовке. «Я бы пошел туда драться, не думая, не раздумывая, не опасаясь. Это моя нация. Я не могу позволить никому вторгнуться в мою страну».
Женщины и семья | Примечания к уровню A
Перейти к содержимому
Изменение статуса женщины:
- Статус женщины менялся на протяжении всей советской истории.
- Правительственная политика прошла ряд этапов.
- Некоторые инициативы были направлены на освобождение женщин.
- В других случаях это было более консервативно.
- Отношение правительства можно увидеть через пропаганду и изменение законных прав женщин.
Женщины в государственной пропаганде:
- Женщины в советской иконографии.
- Картины, фотографии, фильмы и статуи, произведенные в 1917-85 гг., показывают, как изменилось отношение правительства к женщинам.
Роль второго плана, 1917-40 гг.:
- В 1917-40 гг. женщины в советском искусстве, как правило, играли второстепенную роль.
- Один из самых известных статусов назывался «Рабочий и колхозница» (1937), сделанный в сталинские времена.
- 25-метровая высота из нержавеющей стали, состоящая из двух фигур: заводского рабочего с молотом и колхозницы с серпом.
- Советские пропагандистские плакаты этого периода часто изображали мужчину-промышленника и женщину-крестьянку, представляющую нацию.
- Различие между двумя разными типами работников подчеркивало различие ролей между женщинами и мужчинами.
- По Ленину, промышленные рабочие и крестьяне сыграли важную роль в свержении капитализма.
- Однако ведущую и решающую роль играли промышленные рабочие, а крестьяне — лишь вспомогательную.
- Поэтому, изображая мужчин промышленными рабочими, а женщин крестьянами, создавалось впечатление, что мужчины играют ведущую роль в обществе.
- В период с 1917 по 1940 годы женщины были гораздо менее заметны в пропаганде, чем мужчины.
- Во время Гражданской войны на плакатах преобладали солдаты-мужчины.
- А во время первого FYP рабочие-мужчины были в центре внимания плакатов.
- Женщины на плакатах этого периода, как правило, были либо матерями, либо детьми.
- Указано, что женщины должны были быть фигурами матери, а не бойцами или рабочими.
- Советская пропаганда высмеивала женщин и женственность.
- Фильм Сергея Эйзенштейна «Октябрь» 1928 года высмеивал женщин-солдат, сражавшихся против большевиков в Октябрьской революции.
- Противопоставил мужественных и решительных большевиков их женоподобным, колеблющимся политическим оппонентам.
- В целом женщины, фигурирующие в советском искусстве и пропаганде 1917–1940 годов, играют аналогичные роли в русском религиозном искусстве до революции, в котором женщины также представлены как поддерживающие матери или более слабые, чем мужчины.
Женщины на войне, женщины в космосе, 1941-64:
- Женщины активно участвовали в советской пропаганде во время Второй мировой и холодной войн.
- Плакат «Родина-мать зовет» представлял женщину как символ Русской Нации и прославлял жизненный труд женщин в годы войны.
- По-прежнему представлял женщин уязвимыми и нуждающимися в мужской защите.
- После войны героические женщины представлялись символами абсолютного равенства полов, которое, по утверждениям советских лидеров, было достигнуто после революции.
- Девушкивойны (девушки-воины) и Фронтовишки, женщины, служившие на передовой, были фигурантом выступлений на высшем уровне, таких как «Секретная речь» Хрущева и советских фильмов о войне вплоть до 1980-х годов.
- В 1963 году Валентина Терешкова стала первой женщиной в космосе и Героем Советского Союза.
- Получив образование по советской программе, она стала инженером и первой женщиной-космонавтом.
- Она была меньше, чем «Юрий Гагарин в юбке», утверждает руководитель советской космической программы.
Хорошие матери и отсутствующие матери, 1964-85:
- При Брежневе советская пропаганда приняла направление традиционного взгляда на женщин,
- Пропаганда подчеркивала, что настоящая советская женщина должна быть образцовой работницей, заботливой женой и матерью.
- В 70-е годы тон пропаганды стал еще более консервативным.
- Падение рождаемости привело к кампании, призывающей женщин рожать детей.
- Пренатальная кампания Брежнева подчеркивала естественные различия между полами.
- Подчеркнуты женские способности к воспитанию и «естественная» потребность в сильном мужчине.
- К концу 1970-х пренатальное послание сопровождалось критикой женщин, которые пренебрегали своими детьми, идя на работу.
- брежневских кампаний работницы несли ответственность за подростковую преступность, преступность, распад семей.
- Кампания подтверждена тремя последними советскими лидерами.
Вывод:
Советская пропаганда не проявляла последовательности во взглядах на женщин, она отражала изменение государственной политики в отношении роли женщин.
Однако это отражало опасения руководства Советского Союза, в котором доминировали мужчины, которые с подозрением относились к женщинам и поэтому стремились удерживать женское освобождение в узких рамках.
Женщины на работе:
- Работающие женщины стали ключевой фигурой советского общества в 1930-е годы.
- К 1955 году 49% советской рабочей силы составляли женщины.
- Советское правительство утверждало, что равноправие полов достигнуто.
- Продвижение по службе для женщин было редкостью, что приводило к значительному неравенству в оплате труда.
- Женщины в городах нашли больше возможностей, чем в сельской местности.
- Играл второстепенную роль в правительстве на протяжении всего периода.
Работа в городах:
- «Женотдел», женский отдел Коммунистической партии во время Гражданской войны, набирал женщин из городов для заполнения вакансий по уходу и раздаче продуктов питания.
- Александра Коллонтай, глава Женотдела, считала, что это отражает естественное разделение труда, согласно которому женщины должны играть ведущую роль в воспитательных ролях, а мужчины должны сражаться и восстанавливать промышленность после окончания войны.
- При нэпе возможности женщин на фабриках были ограничены.
- НЭП привел к повсеместной безработице, была широко распространена женская проституция, легальный способ заработка.
- Подсчитано, что в 1920-е годы 39% мужчин пользовались услугами проституток, поэтому это был большой рынок.
- Женщины в большом количестве присоединились к промышленной рабочей силе из-за требований FYP.
- В 1928 году, в последний год нэпа, в советской промышленности работало всего 3 миллиона женщин.
- К 1940 году эта цифра подскочила до 13 миллионов.
- К 1940 г. женщины составляли 41% работников тяжелой промышленности.
- Советская власть признавала важность женщин в промышленности и поэтому все большее количество мест в высшем или техническом образовании отводилось женщинам:
- С 20% в 1929 г. до 40% в 1940 г.
- По-прежнему значительная разница в оплате труда.
- Женщинам, выполнявшим ту же работу, что и мужчинам, платили лишь около 60% заработной платы мужчин.
- Неравенства.
- Женщины подвергались словесному и физическому насилию на фабриках.
- Мужчины отказывались работать в командах с женщинами.
- Женщины принесли несчастье.
- Участие женщин в FYP заложило основу для более активного участия во Второй мировой войне.
- После войны появились новые тенденции в отношении женщин, работающих в городах.
- В 60-е годы около 45% рабочих мест в промышленности приходилось на женщин.
- Женщинам, как правило, запрещалось:
- Производственная линия в легкой промышленности, интенсивная, но с низким уровнем квалификации, например, в текстильной промышленности.
- Тяжелый ручной труд низкой квалификации.
- Женщинам, как правило, запрещалось:
- Изменение периода 1928-41 гг.
- При Сталине женщины, как правило, выполняли все виды фабричной работы, но платили меньше.
- Женщинам платили меньше из-за того, что они выполняли менее квалифицированную работу.
- Старшие должности в легкой промышленности, такие как должность мастера, достались мужчинам.
- В период с 1959 по 1965 год женщины составляли менее 1% заводских мастеров.
- В 60-е годы открылась еще одна форма занятости, например, канцелярская работа.
- 74% административных должностей занимали женщины. (1960-е)
- В городах около 50% работающих женщин работали на канцелярских должностях, остальные в промышленности.
Вербовка BAM:
- В середине 1970-х годов была проведена еще одна крупная кампания по вербовке женщин.
- В 1974 году Брежнев создал Байкало-Амурскую магистраль (БАМ)
- Железнодорожная линия 4324-КМ по северу СССР.
- Брежнев знал о том, что рабочие-мужчины и администраторы, работавшие над проектом, хотели бы, чтобы женщины составляли компанию.
- Поэтому он инициировал кампанию по набору женщин из городских центров в возрасте около 20 лет.
- Бам был возможностью для женщин обрести освобождение благодаря труду и строительству новых домов на севере СССР.
- БАМ заявил, что найти мужчин будет легко. В конструкции
- BAM преобладали мужчины, и поэтому женщины подразумевали рекламу, выбирая мужчин.
- Противоположность мужскому меньшинству в советском обществе.
Реклама - BAM также подчеркивала другие традиционные аспекты женственности.
Обучение работниц:
- Широко доступно для женщин в городах.
- К 1960-м годам женщины составляли 1/2 выпускников Советского Союза.
- Вследствие женского образования к 1970-м годам в профессиях преобладали женщины, 75% сотрудников университетов составляли женщины.
- Шкала заработной платы в женских отраслях была меньше, чем на фабриках.
Работа в деревне:
- С 1920-40 гг. высокая доля женщин-работниц в сельском хозяйстве.
- Женщины работали в «тройную смену» в сельском хозяйстве.
- Предоставляется рабочая сила на фермах.
- Ответственный за работу по дому.
- Некоторые женщины в колхозах получили высокий социальный статус.
- Женщины-трактористы получили более высокую заработную плату.
- Во время НЭПа на весь Советский Союз было всего восемь женщин-трактористов.
- Цифра увеличилась до 50 000 к 1940 году.
- Женщины-трактористы составляли менее 0,5% всего сельского женского населения.
Женщины и целинные земли:
- Кампания по набору добровольцев для работы на целинных землях стала мишенью для женщин.
- Начато в 1954 г. и завершено в 1974 г.
- Сосредоточенные на определенных ролях, женщины должны были работать доярками, садовниками и создавать семьи.
- Не нанимаются для работы с машинами или вождения тракторов, но должны быть чернорабочими.
- Как правило, у них самая низкая заработная плата, и они выполняют самую сложную работу.
- 6400 набрано в августе 1958 г. , менее 450 нашли работу на хорошо оплачиваемой работе.
- Заработная плата сенокосцев и доярок составляла около 15% мужчин-трактористов.
- Больше всего жаловались на условия труда москвички, привыкшие к более комфортной столичной жизни.
- Женщины в ужасе от безнравственности москвичей, слушавших западные песни.
- Очень немногие остались на целинных землях, так как часто подвергались сексуальному насилию и изнасилованию.
- Сексуальное насилие было обычным явлением.
- Руководители ферм обвиняли женщин и заставляли насильников жениться на своих жертвах.
- Механизация сельского хозяйства была важной целью шестого пятилетнего плана, и SYP должен был облегчить жизнь женщин на фермах, но на фермах не хватало техники.
- Поэтому колхозы должны были предоставить мужчинам больший приоритет в плане доступа к машинам.
- Механизация не смогла изменить жизнь женщин.
- Поэтому колхозы должны были предоставить мужчинам больший приоритет в плане доступа к машинам.
Сельское хозяйство в 1970-х и 1980-х годах:
- Продолжал работать на законных/оплачиваемых работах в 1970-80-х годах.
- К 1983 г. 65% работ в хозяйствах все еще были немеханизированными.
- По мере роста промышленности мужчины уходили из колхозов на работу на заводах.
- К 1970 году 72% самых низкооплачиваемых советских фермеров составляли женщины.
- Большинство женщин в советском сельском хозяйстве работали на низкооплачиваемых работах.
- Профессиональные возможности были очень ограничены.
- Изнасилование было обычным явлением среди женщин на фермах.
Борьба за Родину:
- Женщины играли центральную роль в советских вооруженных силах во время Второй мировой войны, в 1941 году воевать все еще было мужской работой, и женщинам, которые пытались поступить на военную службу, отказывали.
- К 1945 году на боевых должностях служило 800 000 женщин.
- Женщины-истребители присоединились к трем женским летным полкам.
- Сначала пилоты-мужчины относились к ним с пренебрежением, однако по мере развития войны достижения женщин были значительны.
- Лидия Литвяк сбила 12 немецких самолетов и погибла в бою.
- По словам женщин, солдаты и летчики пользовались уважением своих коллег-мужчин, сексуальные домогательства были редкостью.
- Женщины демобилизованы после войны.
- Половое равенство во время войны было недолгим.
Женщины Члены партии:
- Постоянно недопредставлены на высших уровнях партии.
- Женщины, как правило, получали работу в правительстве, которая отражала традиционные стереотипы об их роли.
- Во время Гражданской войны женщины-партийцы работали в Комиссариате социального обеспечения, здравоохранения или образования, тогда как мужчины-партийцы работали в правительственных ведомствах, которые занимались экономикой или военными.
- Женщины-коммунистки не играли роли в высших партийных комитетах.
- Только 5% делегатов съезда партии в 1918 г. составляли женщины.
- В первые десять лет революции женское участие застопорилось.
- 10% женщин были членами партии.
- К 1928 году это было 12%.
- В 1930-х годах предполагалось, что женщины-члены партии будут вести домашнее хозяйство.
- Члены партии мужского пола призывают больше не нанимать нянь. Ожидалось, что
- женщины-члена партии, вышедшие замуж, станут женами и матерями и присоединятся к Женским активисткам.
- С 1953 года женщины стали играть более важную роль в советской политике.
- Как и в 1920-х годах, женщины должны были вносить свой вклад в политику, касающуюся здравоохранения, социальных услуг, образования.
- Естественные роли воспитателей.
- Женщины играли большую роль в местных советах.
- Сами Советы играли очень незначительную роль.
- Большое количество женщин вступило в партию после 1953 г., с 1956-83 гг. доля женщин в партии увеличилась с 19,7% до 26%.
- Увеличение участия женщин в рабочей силе и даже более образованного населения не привело к увеличению доли женщин в правительстве.
Советская семья:
Семья и женщины в 1920-е годы:
- Правительство Ленина не имело последовательного взгляда на семью.
- Они считали семью угнетающей социальной организацией.
- Считал, что замена семьи общинной жизнью и моногамного брака свободной любовью была правильным путем.
- Семья поощряла эгоизм и индивидуализм.
- Ленин и Троцкий были более консервативны.
- Ленин критически относился к свободной любви.
- Ленин признал злоупотребления, существовавшие в традиционном браке, и необходимость реформы законов о браке и разводе.
- Сразу после революции были предприняты шаги по реформированию семьи и освобождению женщин.
- Женотдел работал с государственными ведомствами по продвижению прав женщин:
- Образование:
- Женотдел работал с Комиссариатом просвещения по внедрению совместного обучения.
- Также были созданы женские читальные залы в городских центрах, где женщины могли учиться.
- Введены схемы обучения женщин на фабриках и установлены квоты для обеспечения того, чтобы женщины были представлены на всех уровнях образования.
- К 1930 г. женщины составляли 28% студентов университетов по сравнению с 12% в Германии.
- Юридические права:
- Женотдел сотрудничал с Наркоматом юстиции по законодательному закреплению прав женщин.
- Женщинам было предоставлено законное право на равную оплату труда и равные избирательные права.
- Репродуктивные права:
- Советский Союз был первой страной, легализовавшей аборты по требованию.
- Противозачаточные средства также были легальны в 1920-х годах.
- Брачные огни:
- В 1920-е годы «развод по открытке» был законным:
- Здесь одному партнеру разрешалось расторгнуть брак, просто отправив письмо.
- Правительство смотрело на брак как на простой договор, который легко расторгнуть либо мужем, либо женой.
- В 1920-е годы «развод по открытке» был законным:
- Сексуальные права:
- Лесбийство ранее не было уголовно наказуемо и никогда не считалось преступлением.
- Проституция легализована.
- Женотдел работал с Наркомздравом по оказанию медицинской помощи проституткам.
- Образование:
- Некоторые из этих политик быстро стали неактуальными или контрпродуктивными.
- Юридическое и политическое равенство не имело смысла, поскольку демократия была приостановлена в середине 1918 г. и упразднена в 1921.
- Юридические права было трудно отстаивать, потому что советские суды имели очень мало полномочий.
- Мужчины использовали новые права на развод, чтобы развестись с женщинами вскоре после того, как они забеременели.
- С 1917 по 1928 год 70% разводов были инициированы мужчинами.
- Оставленные женщины без дома, без работы и, следовательно, без дохода.
- К 1925 г. эксперименты по общежитию прекратились.
- Видение Коллонтай об «отмирании семьи» было оставлено.
- Брачный кодекс 1926 года отражал официальную веру в традиционную семью.
- Упрощено усыновление. (Гражданская война)
- Женотдел не желал помогать женщинам, пострадавшим от сексуальных домогательств.
- Советское законодательство не признавало сексуальные домогательства преступлением
- Женщины организовались в знак протеста против сексуального насилия.
- В Ленинграде на забастовках.
- Партийные чиновники-мужчины рассматривали бастующих женщин как возмутителей спокойствия, а жалобы женщин — как антисоветскую деятельность.
- Изменения не вносились, сексуальные домогательства продолжались.
- При нэпе государство не финансировало ясли и детские сады.
- Деньги пошли на модернизацию промышленности, а не на помощь женщинам.
Великое отступление, 1936-53:
Основной целью Сталина было повышение рождаемости и сокращение разводимости, он инициировал законодательные изменения:
- Аборты были криминализированы, если жизнь беременной женщины не находилась в опасности.
- Противозачаточные средства запрещены.
- Мужской гомосексуальность был объявлен уголовным преступлением.
- Наказывается пятью годами трудового лагеря.
- Лесбиянство рассматривается как болезнь, лесбиянки могут подвергаться гипнотерапии в попытке «вылечить» их.
- Секс вне брака стал социальным позором.
- Руководители ферм будут проводить «медицинские проверки девственности» женщин, чтобы заставить их воздерживаться от половой жизни.
- Развод стал дорогим и труднодоступным.
- Первый развод стоит недельной зарплаты.
- Отцы должны были платить минимум 1/3 своего дохода, чтобы платить бывшим женам за содержание их детей.
- Мужчины будут платить 60% своего дохода, если у них останется трое или более детей.
- Сталин проводил пронаталистскую политику, предлагая женщинам финансовые стимулы для рождения детей.
- Женщины с 7 детьми могли получать по 7000 рублей в год в течение 5 лет.
- Цифра увеличена до 5000 на 11 детей.
- Политику поддержали СМИ, разоблачающие неверных мужчин.
- В дополнение к работе в колхозах или в советской промышленности женщины должны были выполнять основной семейный труд.
- Сталин подчеркивал важность прочных семей и гетеросексуальных отношений.
- Эти основания легли в основу успешного социалистического общества.
Женщины и семья, 19 лет53-85:
- Правам женщин вновь придавалось значение в годы после смерти Сталина.
- Хрущев сосредоточился на правах женщин в контексте традиционных семей.
- Вообще Хрущев хотел, чтобы женщины продолжали выполнять свои традиционные роли жен и матерей.
- Хотел упростить эти роли.
- Правительство Хрущева предприняло попытки решить проблемы, с которыми сталкивались женщины в Советском Союзе.
- 1956, несколько национальных женских журналов, в том числе «Работница», «Крестьянка», «Женщины мира» и «Советская женщина».
- Эти журналы показывали жизнь и разоблачали неравенство, сохранявшееся в советском обществе.
- Низкооплачиваемая работа, «двойная смена» и неспособность правительства поддержать женщин с семьями.
- Хрущев также знал о влиянии Второй мировой войны на женщин.
- Война унесла жизни более 10 миллионов человек.
- В результате доля мужчин в советском обществе выросла с 52% в 1939 г. до 55% в 1959 г.
- Война привела к появлению многих неполных семей
- Хрущев ввел ряд мер по изменению правового статуса женщин и облегчению семейной жизни замужних и незамужних женщин:
- В 1955 году аборты были легализованы.
- В 1956 г. продолжительность оплачиваемого государством отпуска по беременности и родам увеличилась с 77 до 112 дней.
- Шестой FYP указан в 1956, содержащее обязательство всемерно улучшать условия труда и жизни работающих женщин, расширять ясли и учреждения по уходу за детьми.
- SYP был направлен на устранение «двойной смены» за счет доставки полуфабрикатов и одежды массового производства и избавления женщин от необходимости готовить и шить.
- SYP стремился сделать холодильники более доступными, избавив от необходимости ежедневных походов за покупками.
- Несмотря на эти изменения, проблемы сохранялись, средства контрацепции по-прежнему было трудно достать.
- Письма в женские журналы показали , что ясли открывались поздно и закрывались рано, так что женщины по-прежнему не могли работать полный день.
- Некоторые работодатели отказались признать новые юридические права на отпуск по беременности и родам.
- Внутренние запасы оказались менее полезными, чем ожидалось, и менее широко доступными.
- Опросы продолжали показывать, что женщины тратят больше времени на работу по дому, чем мужчины, и поэтому имеют меньше возможностей для отдыха и образования, чем мужчины.
Женщины при Брежневе:
- Брежнев продолжал подчеркивать центральное место семьи в советской жизни.
- При Брежневе гораздо меньше внимания уделялось улучшению положения женщин.
- Официально правительство объявило, что равенство полов достигнуто.
- Отсутствие женщин на самых руководящих должностях в промышленности, сельском хозяйстве и правительстве объяснялось естественным стремлением женщин сосредоточиться на семье.
- Правительство запретило публиковать в советской прессе информацию о женских кампаниях на Западе, чтобы подавить дебаты о роли женщин и сексуальном доминировании.
- Брежнев считал женщин чернорабочими, главной целью которых было рождение детей.
- Мужской гомосексуальность считался преступлением, лесбиянство по-прежнему считалось психическим расстройством, а секс предназначался для размножения, а не для удовольствия.
- Правительство ничего не сделало для решения проблемы сексуального неравенства в сфере домашнего труда.
- Брежнев провел некоторые реформы, облегчающие жизнь женщин, понизив пенсионный возраст для женщин с 60 до 55 лет.